Организация страхового дела. Принципы организации страхового дела

Принципы организации страхового дела.

Основу прак­тики страхования составляют следующие важнейшие прин­ципы организации страховых отношений:

— наличие объективной заинтересованности юридиче­ского, физического лица в страховании своих имуществен­ных и иных интересов или интересов другого лица согласно закону, иному правовому акту, предлагающих услуги стра­ховщиков;

— договорный характер организации страховых отно­шений и законодательное их регулирование;

— соблюдение экономических интересов участников страховых отношений и установление их ответственности за нарушение данных интересов;

— «принцип высшей добросовестности» — взаимное добросовестное и полное обеспечение достоверной инфор­мацией, необходимой для оценки риска;

— гарантированность страховых выплат в размере реальных убытков, но в пределах страховой суммы, если договором, правилами страхования не предусмотрено иное, а также дополнительные выплаты (возврат страхователю части страховой премии, выплата доли прибыли от инве­стирования страховых резервов) и компенсация страхова­телю его расходов, вызванных страховым случаем;

— обеспечение экономической эквивалентности страхо­вых отношений, т.е. равенства общей страховой нетто-премии, полученной за тарифный период, совокупной сумме страховых выплат за этот период по виду страхования;

— обеспечение рентабельности страховых операций, проводимых страховщиком;

— «суброгация» — переход к страховщику, выплатив­шему страховое возмещение, права требования (в пределах выплаченной им по страховому случаю суммы), которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к ответствен­ному за убытки лицу.

Тарифная политика страховщика.

Страховым тарифом (тарифной ставкой) называется ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования за определенный период. С помощью тарифных ставок исчисляются страховые взносы, уплачиваемые страховате­лями. Основное назначение страховых тарифов — формиро­вание страхового фонда для выплат страхового возмещения, а также компенсации накладных расходов страховщика.

Проводя страхование, страховщик стремится решить двоякую задачу: при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить достаточно широ­кий объем страховой ответственности. С помощью доступ­ных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие части доходов страхователей в виде страховых платежей в целях оказания им необходимой помощи из фонда.

Завышение тарифов приводит к перераспределению средств через стра­ховые фонды, а занижение — к угрозе банкротства страховой компании и дефициту финансовых ресурсов. В современных условиях, данную проблему страховые компании решают диверсификацией портфеля, расширением номенклатуры оказываемых услуг.

Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса, называется брутто-ставкой. Другая часть, предназначенная для формирования страхового фонда в его основной части (для выплат страхового возмещения), является нетто-ставкой. Брутто-ставка равна сумме нетто-ставки и нагрузки.

Нагрузка включает в себя расходы на превентивные мероприятия, компенсацию затрат на проведение страхо­вания (т.е. накладные расходы страховщика). В нагрузку может включаться также определенный норматив на фор­мирование прибыли страховой компании.

Тарифная политика — это целенаправленная деятель­ность страховщика по установлению, уточнению и упо­рядочиванию страховых тарифов в интересах успешного и безубыточного развития страхования. Тарифная поли­тика базируется на следующих принципах:

— эквивалентность страховых отношений сторон (нет­то-ставки должны максимально соответствовать вероятно­сти ущерба);

— доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей (прямая зависимость уровня тарифа от числа страхователей и застрахованных объектов);

— стабильность размеров страховых тарифов на протя­жении длительного времени;

— расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки (снижение показателей убыточности страховой суммы);

— обеспечение самоокупаемости и рентабельности стра­ховых операций.

Расчет тарифных ставок проводится по утвержден­ной методике по двум направлениям: по страхованию жизни и по рисковым видам страхования.

Формирование и использование страховых резервов.

Основополагающим принципом страховой деятельно­сти является эквивалентность обязательств страховщика и страхователей. Для реализации своей основной производ­ственной функции и исполнения договорных обязательств перед клиентами страховая компания должна располагать специальными денежными ресурсами (резервами). Дан­ные резервы в соответствии со страховым законодатель­ством РФ подразделяются на резервы по страхованию жизни и резервы по рисковым видам страхования.

Использование страхового фонда основано на прин­ципе замкнутой раскладки ущерба. Из-за несовпадения времени поступления средств в страховой фонд и вре­мени выплаты из него у страховщика образуются страховые резервы, которые отражают величину обязательств стра­ховщика по заключенным им со страхователями договорам страхования, но не исполненным на данный момент.

Страховые резервы включают в себя:

• технические резервы, которые в свою очередь, состоят:

— из резерва незаработанной премии (премия, адекват­ная ответственности, переходящей на следующий период);

— резерва убытков (резерв заявленных, но неурегули­рованных убытков — создание такого резерва обусловлено спецификой страхового бизнеса, так как процесс урегули­рования претензий может занять достаточно долгий период, с этой целью создаются резервы на сумму принятых исков; резерв произошедших, но незаявленных убытков);

— дополнительные технические резервы (резерв катаст­роф; резерв колебаний убыточности);

— другие виды технических резервов, связанных со спецификой обязательств, принятых по договорам страхования;

• резерв предупредительных мероприятий;

• резервы по страхованию жизни.

Практика страхования показывает, что у страховщиков формируются большие размеры страховых резервов, кото­рые страховщик в соответствии с законодательством может использовать на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В соответствии с россий­ским законодательством размещение страховых резервов возможно в следующих направлениях:

— государственные ценные бумаги;

— ценные бумаги субъектов РФ и местных органов власти;

— депозитные банковские вклады;

— права собственности на долю участия в уставном капитале;

— недвижимость (земля, квартиры, дома и др.);

— прочие.

Величина резервов страховой компании, кроме случаев законодательной регламентации их уровня, исчисляется по специальной методике по каждой группе.

Финансовые основы страховой деятельности.

Прин­ципиальной чертой организации страхового дела является построение его на базе самофинансирования. Финансы страховщика обеспечивают его деятельность по оказанию страховой защиты. Страховщик формирует и использует средства страхового фонда, покрывая ущерб страхователя и финансируя собственные затраты но организации стра­хового дела. Основными параметрами, характеризующими деятельность страховщика, являются расходы, доходы и финансовые результаты.

Расходы, осуществляемые в процессе распределения страхового фонда, подразделяются:

— на расходы на погашение обязательств перед страхо­вателями;

— отчисления в запасные фонды или резервы;

— отчисления на предупредительные мероприятия;

— расходы на ведение дела.

Сумма вышеуказанных расходов представляет собой себестоимость страховой услуги, которая подвержена воз­действию спроса и предложения.

В свою очередь, расходы на ведение дела включают в себя:

— аквизиционные расходы (на заключение новых дого­воров страхования, комиссии, затраты на медицинское освидетельствование и т.п.);

— инкассовые расходы (на оплату труда работников страховой компании, за сбор страховых платежей, а также обслуживание страхователей);

— ликвидационные расходы (расходы прямые, осуще­ствляемые после наступления страхового случая: на про­езд ликвидатора и экспертов на место страхового случая, вознаграждения экспертам, судебные расходы, расходы на корреспонденцию);

— управленческие расходы (на оплату труда админист­ративно-управленческого персонала страховой компании, административно-хозяйственные, на развитие страхова­ния).

Доходом страховщика называется совокупная сумма денежных поступлений на его счета в результате осуществле­ния им страховой или иной не запрещенной законодательст­вом деятельности. Механизм получения, состав и структура доходов зависит от отраслевой специфики и стратегии раз­вития каждого отдельного страхового предприятия. Доходы страховой компании делятся на три группы:

— доходы от страховой деятельности (страховые пре­мии, комиссионные и т.п.);

— доходы от инвестиционной деятельности;

— прочие доходы (от деятельности связанной со страхо­ванием, не связанной со страхованием и др.).

Основными факторами дохода страховой деятельности являются состав и структура страхового портфеля, ценовая и тарифная политика, маркетинговая стратегия компании, конъюнктура рынка, законодательная и нормативная база, система налогообложения, динамика ссудного процента и т.д.

Инвестиционная деятельность страховой компании заключается в использовании страховых премий страхо­вателей в качестве источника капиталовложений. Главной причиной инвестиционной деятельности страховых компа­ний является покрытие отрицательного результата по стра­ховым операциям в целом и обеспечения их финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость страховых операций — это постоянная сбалансированность или превышение доходов над расходами страховщика в целом по страховому фонду.

В основе обеспечения финансовой устойчивости лежат прежде всего оптимальные размеры тарифных ставок, а также достаточные концентрации средств страхового фонда, при которых становится возможным территориаль­ная и временная раскладка ущерба. Проблему обеспечения финансовой устойчивости страхового фонда можно рассмат­ривать двояко: во-первых, как определение степени вероят­ности дефицита средств в страховом фонде в каком-либо году; во-вторых, как отношение доходов и расходов стра­ховщика за истекших тарифный период.

Соотношение доходов и расходов страховой компании отражают результаты ее деятельности, которые характери­зуются абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относятся:

— число заключенных договоров (характеризует стра­ховой портфель, степень охвата страхового поля, уровень спроса на страховые услуги данной компании, место ком­пании на рынке страховых услуг);

— страховая сумма застрахованных объектов (рассмат­ривается как совокупная величина и средняя страховая сумма);

— выплаты страхового возмещения (характеризует объем исполненной ответственности и уровень платежеспо­собности страховой компании);

— объем поступивших страховых платежей;

— объем доходов и расходов в целом (как от страховой деятельности, так и от деятельности нестрахового харак­тера);

— объем страховых резервов.

К относительным показателям относятся:

— рентабельность страховой деятельности (как в целом но страховой компании, так и по отдельному виду страхо­вания);

— норматив выплат по видам страхования;

— показатель уровня расходов (коэффициент убыточ­ности);

— прибыльность страховой деятельности.

Страховой маркетинг представляет собой комплекс приемов, с помощью которых достигается взаимопонима­ние и эффективное взаимодействие страховщика и стра­хователя — оптимизация их финансово-экономических отношений, направленная на наилучшее обеспечение разнообразных потребностей страхователей в качествен­ной, доступной и полной страховой защите в сочетании с достижением достаточной доходности страховых операций для компании. По существу, основной задачей страхового маркетинга является балансирование интересов различных групп субъектов страховых отношений с противоречивыми интересами.

В функциональном аспекте маркетинг в страховании означает систему организации деятельности страховой ком­пании, основанной на предварительном изучении состояния рынка страховых услуг и перспектив спроса, определение задач по улучшению реализации собственных страховых услуг и формирование спроса на новые услуги.

Страховой маркетинг существенно отличается от клас­сического понимания данного понятия. Наиважнейшими особенностями страхового маркетинга являются:

— долгосрочный характер взаимодействия страховщика и страхователя как результат продолжительной жизни страховой услуги;

— неотделимость страховой услуги от страховщика;

— риск как одна из главных составляющих страховой услуги;

— значительная государственная регламентация стра­хового бизнеса, наличие жестких требований к свойствам страховой услуги;

— отсутствие адекватного понимания сути страхования и эффективности страховой защиты большинством потен­циальных страхователей.

Страховщики, как правило, применяют «стратегию са­довника» и «стратегию охотника». Принципиальное отли­чие между ними состоит в том, что в первом случае основные усилия страховщика направлены на обеспечение высокого качества страховой услуги, а во втором — на поиск новых клиентов.

В результате страхового маркетинга создается страховой портфель компании.

Страховой портфель — это сформи­рованное с целью солидарной раскладки ущерба объеди­нение специально отобранных, обработанных и принятых на ответственность страховой компанией рисков (факти­ческое количество застрахованных объектов или действую­щих договоров страхования).

Страховой портфель характеризуется качественными и количественными признаками. К качественным при­знакам относятся сбалансированность и диверсификация портфеля; к количественным — число застрахованных объ­ектов, максимальная величина убытков, частота реализации рисков.

Для осуществления управления страховым портфелем, а также с целью его корректировки проводится анализ сис­темы показателей:

— величины страхового портфеля (число застрахован­ных объектов, число действующих договоров страхования, общая страховая сумма);

— структуры страхового портфеля (соотношение: отдель­ных видов страхования, отдельных форм страхования, дейст­вующего портфеля и вновь заключенных договоров);

— динамичности страхового портфеля (характеризуется тем, что приток новых договоров страхования компенсирует заканчивающиеся);

— однородности (гомогенности) страхового портфеля (это портфель с однородными рисками, т.е. предполагается одноуровневость страховой суммы и однородная динамика реализации риска во времени).

Существуют следующие этапы корректировки стра­хового портфеля по итогам года на базе вышеуказанных показателей.

1. Разделение всех договоров страхового портфеля на благоприятные и неблагоприятные для страховщика. При этом как благоприятные договоры квалифицируются прибыльные с классическим распределением риска во вре­мени, а также долгосрочные, если темпы роста процента за банковский кредит опережают инфляцию. А неблагопри­ятными считаются те, по которым имеет место недостаток информации, трудно предсказуем риск, а также долгосроч­ные договоры, если банковский процент растет медленнее, чем инфляция.

2. Анализ необходимости обновления портфеля. Стра­ховые компании, работающие в основном с долгосрочными договорами, сталкиваются с изменениями динамики риска, а также динамики спроса и предложения на страховые услуги и, как результат, через определенный промежуток времени все долгосрочные договора пересматриваются и их условия меняются.

3. Чистка портфеля от нежелательных договоров. Тако­выми признаются все договоры со страхователем, допус­тившим случаи страхового мошенничества, двойного стра­хования и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: