Перцептивные навыки представляют собой автоматизированные механизмы восприятия, опознания и классифицирования разнообразной информации (стимулов, сигналов, раздражителей, ситуаций и т.п.).
Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. В самом начале дрессировочного процесса щенок может путать выполнение приемов и садиться по команде «лежать», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.
Примером формирования перцептивного навыка так же может являться снижение ориентировочной реакции при негативном научении.
Под интеллектуальными навыками подразумевают автоматизированные алгоритмы, приемы и способы решения задач, встающих перед животными в процессе жизнедеятельности.
Это поведение мы можем наблюдать только тогда, когда собака очень сильно заинтересована и хочет думать: во время охоты, когда хочет обмануть нас: не выполнить команду, что-то украсть со стола, залезть в холодильник и т.д.
|
|
Двигательные или моторные навыки – это освоенные и упроченные действия, обеспечивающие оптимальные решения двигательной задачи.
Двигательные навыки не только включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки, но и регулируются ими.
Под высокой степенью освоения действия подразумевают его безотказность, высокую скорость осуществления, однообразие воспроизводимых элементов действия, независимость действия от внешнего влияния и отсутствие сознательной поэлементной регуляции и контроля.
Умение и навык отличаются друг от друга степенью освоенности действия.
Под двигательным умением понимается относительно стабильная, но неустойчивая к действию сбивающих факторов (появление кошки, бегущего человека и т.д.) степень владения двигательных действий, которая характеризуется сознательным управлением элементами движения.
Навык несводим к условному рефлексу, и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.
На скорость формирования навыка влияют способности животного к освоению предполагаемого действия, вид и уровень мотивации и лежащей в ее основе потребности, опыт животного, методика формирования действия, режим тренировки и особенности подкрепления.
Стэнли Корен ранжировал собак по уровню интеллекта. Издал книгу «Интеллект собак». На русском языке она не издавалась.
|
|
Стэнли Корен «Как разговаривать с собакой».
Е.Н. Чухарев – второй генерал кинологии. Был хорошим организатором в области кинологии. Первым генералом был Медведев.
Способность к научению в породе индивидуальна, потому что отбора на это качество не идет.
Индивидуальные особенности собаки выражаются, прежде всего, в психофизиологических свойствах животного: мотивационно эмоциональной особенности (безразличие), реактивности (способности быстро реагировать), возбудимости, лабильности центральной нервной системы (быстрый переход от возбуждения к спокойствию и наоборот) – оказывающих значительное влияние на способность к научению.