Данная классификация рассматривается с точки зрения типичного спорта. До этого ее рассматривали с чисто психологической точки зрения.
В общем виде формирование навыка имеет несколько этапов:
1. Конструирование навыка -отработка навыка по частям и последующее соединение его в единое целое.
2. Первичная автоматизация навыка - формирование умения.
На этом этапе начинаем воспроизводить действие целиком и оценивать правильность его выполнения. Действие выполняется медленно и не всегда вызывается командой.
3. Первичная дезавтоматизация навыка - ухудшение выполнения действия.
На данном этапе у собаки может наблюдаться снижение умения или топтание на одном месте.
Здесь надо либо прекратить занятие на какое-то время, либо не повышать требований, работая на этом же уровне.
Как правило, после сделанной паузы процесс снова идет на улучшение, но уже не в таком быстром темпе, как раньше.
4. Вторичная автоматизация навыка -формирование навыка.
На этом этапе навык по своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать.
|
|
5. Вторичная дезавтоматизация навыка – временная или постоянная утрата автоматизации навыка.
Причинами могут являться большие перерывы в работе, недостаточное вырабатывание (например: перед соревнованием обязательно нужно повышать мотивацию, разогревать собаку), чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий (боль, выстрел, неожиданный сильный или резкий звук и т.д.), внутреннее состояние (прежде всего состояние болезни, влияние климатических воздействий – давление, магнитные бури и т.д.), слишком большие допущенные вариации в движении.
Показателем формирования навыка являются, прежде всего, скорость выполнения действия и качество его выполнения.
Умение
От навыка следует отличать умение.
Умение – это выполнение действий, не достигающих устойчивого и высокого уровня воспроизведения.
Например, собака уже знакомая с выполнением подхода по команде не всегда правильно осуществляет его или отвлекается во время выполнения приемов на посторонние раздражители, а то и отказывается выполнить знакомую команду, помчавшись за кошкой. То есть умение, в отличие от навыка, воспроизводится необязательно, а может и не произойти вовсе и от случая к случаю выполняется неодинаково. Умение также отличается от навыка тем, что в его основе лежит гораздо меньше повторений (меньшее количество упражнений).
Знание
Но и это еще не все. Говоря о научении, мы не можем не упомянуть о знании. Для того, чтобы понять и эту категорию давайте воспользуемся собственным опытом. Например, мы с вами можем представлять, то есть знать, как шьют брюки или готовят жюльен, но сшить или приготовить не можем, потому что не обладаем не только соответствующими навыками, но и умениями. То есть, если собака не подчиняется вам, подчиняется не всегда или не всегда выполняет правильно необходимое действие, скорее всего это вызвано тем, что действие не отработано до навыка.
|
|
Таким образом, становление навыка можно описать и такой схемой:
— от знания до умения;
— от умения до навыка.
Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков.
Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными. Больший опыт и большее количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.
Но существует и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие навыков называется их интерференцией.