Учебной практики
Летняя психолого-педагогическая практика
в детских оздоровительных лагерях
Цель учебной практики: знакомство с основными формами и методами работы отрядного вожатого, воспитателя, организатора детского досуга; организация социально-значимой деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Задачи учебной практики:
1. Содействовать развитию общекультурных компетенций путем освоения умений и навыков организаторской и творческой деятельности в работе с детьми, овладения технологией организации творческого досуга детей, формирования ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками, развития профессионального педагогического мышления.
2. Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций, связанных с развитием организаторских умений (умения управлять своим временем, организовывать совместную деятельность с детьми, коллегами и другими участниками воспитательного процесса в ДОЛ); совершенствованием коммуникативных навыков (совершенствование коммуникативных, диагностических, дидактических умений и профессионально значимых качеств, умение использовать разнообразные формы педагогического общения, строить деловые и личные отношения с детьми); овладением этическими основами деятельности педагога (умение устанавливать профессионально этические отношения с коллегами, уважение личности, толерантность, соблюдение прав ребенка); формированием мотивационно-ценностного отношения к использованию имеющихся знаний и навыков в предстоящей профессиональной деятельности, аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать воспитательные результаты.
3. Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра в области профессиональной деятельности, обеспечивающих актуализацию готовности личности к предстоящей самореализации в качестве отрядного вожатого; формирование конструктивных умений (определять задачи деятельности вожатого в ДОЛ; планировать и организовывать работу; обоснованно отбирать формы и методы работы; анализировать результаты работы); овладение навыками работы с детьми и подростками, имеющими проблемы межличностного общения, навыками социального обучения; формирование и умений и навыков самостоятельной работы, создания творческой атмосферы деятельности и доброжелательных межличностных отношений с временным детским и юношеским коллективом в условиях ДОЛ, овладение различными формами и методами индивидуальной и групповой социально-психолого-педагогической деятельности в условиях ДОЛ на основе анализа психолого-педагогических характеристик каждого ребенка, развитие исследовательских навыков.
Ожидаемые результаты:
Прохождение практики направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
· владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
· способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
· способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
· готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
· способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
· готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
· способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
· способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
· способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
· способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
· способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2).
· способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
· владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);
· способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).
В результате прохождения практики студент должен:
знать:
· особенности развития личности здорового ребенка и ребенка, имеющего медицинские, психологические, педагогические или социальные проблемы;
· методику организации воспитательной работы с детьми на основе моральных нормы и основы нравственного поведения;
· основные формы и методы работы отрядного вожатого, воспитателя, организатора детского досуга;
· содержание педагогических технологий организации творческого досуга детей;
· основы организация социально-значимой деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря;
· основные этические правила взаимоотношений между членами коллектива;
· нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере детского отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
·
уметь:
· планировать педагогическую работу, ее этапы и средства деятельности по достижению конкретного результата с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;
· организовывать социально-значимую деятельность: игровую, продуктивную, культурно-досуговую и др. сдетьми различных возрастов;
· организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
· соотносить групповые и индивидуальные методы работы, применять их;
· формировать навыки здорового образа жизни и организовывать безопасную среду для общения детей;
· ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем ребенка;
· выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении детей различных возрастов;
· осуществить выбор средств, методов и приемов педагогического компетентного вмешательства в кризисные ситуации, возникающие в коллективе детей;
· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие, опираясь на принципы профессиональной этики, с детьми и педагогами по вопросам развития детей в игровой деятельности;
· устанавливать педагогически целесообразные отношения, регулировать межколлективные и внутриколлективные отношения с учетом этнокультурных и конфессиональных различий субъектов;
· организовывать самоуправление в коллективе и направлять его деятельность; создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков, реализации социально ценной деятельности детей с учетом их интересов и прав;
· осуществить выбор и использовать различные методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов, методы социальной диагностики;
· вести целенаправленное педагогическое наблюдение, анализировать его результаты, проводить диагностику личности ребенка и коллектива; корректировать свою деятельность;
· прогнозировать воспитательный результат;
· управлять собой и контролировать свои эмоции в любой ситуации;
владеть:
· методами психологической диагностики для оценки поведения ребенка и выявления его проблем в ДОЛ;
· технологией организации социально-значимой деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря;
· методами рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий в качестве отрядного вожатого.
Бакалавры приобретут:
· знания о специфике работы, формах и методах организации деятельности отрядного вожатого в условиях ДОЛ;
· умения организации различных видов деятельности детей (игровая, продуктивная, культурно-досуговая) различных возрастов;
· умения организации совместной и индивидуальной деятельности детей в группе (отряде);
· овладеют заявленными общекультурными и профессиональными компетенциями.