Вопрос 4. Состав административного правонарушения и юридическая характеристика его элементов

Состав правонарушенияэто логико-содержательная конструкция, предусмотренная нормами права. В этой конструкции все названные признаки группируются по определенному критерию, составляя четыре элемента состава правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Только единство этих четырех элементов образует состав нарушения. Отсутствие хотя бы одного из них уже не дает оснований говорить о составе правонарушения.

Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, которые защищаются и укрепляются административным правом через систему санкций и на которые посягает нарушитель. Из всей массы общественных отношений административное право регулирует, прежде всего, отношения в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов. Но управление осуществляется в различных отраслях и областях общественно-государственной жизни – экономической, социальной, демографической и других. Поэтому общественные отношения в этих сферах являются частными объектами административных правонарушений. Структура Особенной части КоАП (Раздел II) как раз и построена по признаку частного объекта посягательств. Так, глава 5 посвящена посягательствам на общественные отношения в области охраны прав граждан, глава 7 – в области охраны собственности, глава 14 – в области предпринимательской деятельности и т.д.

От объекта следует отличать предмет посягательства, т.е. непосредственно то, на что направлено противоправное деяние нарушителя (при браконьерстве – животные, рыбы, растения, при нарушении порядка ценообразования – цены на товары и услуги, при повреждении сооружений – здания, устройства, установки и т.д.).

Субъект административного правонарушения – тот, кто нарушил закон. КоАП дает этот перечень:

- индивидуальные субъекты: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица;

- коллективные субъекты или юридические лица.

В отношении физических лиц устанавливается возраст, с которого наступает административная ответственность – 16 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях. Однако иностранцы, имеющие иммунитет от административной юрисдикции РФ, отвечают за совершенные нарушения по нормам международного права. Существуют специальные статьи КоАП, предусматривающие административную ответственность должностных лиц и военнослужащих. По смыслу примечания к ст. 2.4 Кодекса должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Административная ответственность должностных лиц наступает в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Что касается военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их административная ответственность приобретает двоякий вид. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные нарушения отвечают по дисциплинарным уставам, а сотрудники органов: внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов – несут ответственность в соответствии с положениями о прохождении службы в этих органах.

Ответственность за административные нарушения юридических лиц – как российских, так и иностранных – наступает с момента из образования, а в случае реорганизаций – к их преемникам.

Новацией Кодекса является положение, согласно которому назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот (статья 2.1 ч.3).

Объективная сторона административного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления.

Центральное место среди этих признаков занимает само деяние, поступок, конкретное поведение лица, которые бывают единичными, неоднократно повторяющимися либо длящимися.

Закон определяет две разновидности деяния – действие, т.е. активная форма поведения, когда лицо что-то делает, и бездействие, т.е. пассивная форма поведения, когда лицо не делает того, что должно быть исполнено (врач не оказывает больному помощь, спасатель не принимает никаких мер в критических ситуациях и т.д.).

В содержание объективной стороны входят и такие важные признаки, как место, время, способ и средства совершения административного правонарушения.

Значительное число деяний, предусмотренных разделом II Кодекса, содержит такую характеристику, как причиненный материальный или физический ущерб (при ДТП, неосторожном обращении с огнем, посягательствах на собственность).

Наконец, необходимой составляющей объективной стороны административного деяния являетсяналичие причинно-следственной связи между правонарушением и наступившими последствиями. Эта связь отличается от случайной, нетипичной, когда совсем не обязательно должны наступить именно такие последствия, которые и делают из поступка антиобщественное деяние.

Субъективная сторона – четвертый элемент состава административного правонарушения. Ему отведена ст.2.2 Кодекса, которая называется «Форма вины», а также ст. 1.5, 2.1, 2.8.

Под субъективной стороной понимаетсяпсихическое отношение лица к содеянному, т.е. его вина.Закон называет две формы вины – умысел и неосторожность. Умышленно - совершенным признается то деяние, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Совершение деяния по неосторожности имеет место тогда, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего поступка, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из-за отсутствия любой формы вины не признается административным правонарушением причинение лицом вреда чьим-либо охраняемым интересам в состояниях крайней необходимости или невменяемости. Крайняя необходимость возникает тогда, когда у лица для устранения возникшей опасности, угрожающей ему, другим лицам или чьим-то интересам, не было иной возможности как причинение вреда. Причем необходимо, чтобы причиненный вред был меньше, чем предотвращенный. Это положение особенно важно знать спасателям, другим сотрудникам МЧС РФ, осуществляющим аварийно-спасательные работы, нередко сопровождающиеся причинением материального, а иногда и физического вреда.

Невменяемость – это такое состояние физического лица, когда оно не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В старом КоАП (1984г.) была статья (19) освобождавшая лицо от административной ответственности, если его деяние было совершено в состоянии необходимой обороны. Кодекс 2001 года такого положения не содержит.

Важнейшей обязанностью правоохранительных органов, применяющих законодательство об административных правонарушениях, является обеспечение законности при применении соответствующих мер воздействия. Обеспечение законности в их деятельности гарантируется ст. 1.6. КоАП РФ: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

Умение сотрудника милиции разобраться в сущности той или иной нормы и правильно применить ее может быть сформировано у них только на основе усвоения теоретических основ положения науки административного права о понятии и признаках административного правонарушения. Первый вопрос лекции подробно раскрывает эти категории.

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях внес существенные изменения и дополнения в общие вопросы административной ответственности. Они касаются, в первую очередь, соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Появление новых видов административных взысканий придает институту административного принуждения более качественное содержание. Законодательство об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации наконец то получило полноправную прописку в административном законодательстве России.

Все это налагает большую ответственность на правоохранительные органы. Сбор первичных материалов по делам об административных правонарушения, проведение административного расследования должно быть выдержано в духе действующего административного законодательства.

Только хорошее знание КоАП РФ и законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ позволит вам правильно применять их в своей административно-юрисдикционной деятельности на обслуживаемой территории.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом административного права?

2. Что понимают под административным правом?

3. Что такое субъекты административного права, какова их система?

4. Что такое система административного права, каково ее содержание?

5. Административное право как отрасль российской правовой системы.

6. Система и источники административного права.

7. Субъекты административного права: понятие и виды.

8. Физические лица как субъекты административного права.

9. Понятие государственной службы.

10. Понятие административного принуждения: виды и правовая

11. характеристика.

12. Понятие административного правонарушения.

13. Понятие и сущность административной ответственности.

14. Юридический состав административных правонарушений.

Темы рефератов:

1. Административные правлонарушения подведомственные органам внутренних дел РФ.

2. Современные проблемы административного задержания.

3. Проблемы привлечения к административной ответственности за некоторые виды административных правонарушений, подведомственных территориальным органам внутренних дел.

4. Выявление административных правонарушений и их предупреждение.

5. Административно-правовой статус физических лиц, как субъектов административного права.

6. Предмет, метод, методология и задачи науки административного права.

7. Понятие, принципы и порядок прохождения государственной службы.

8. Некоторые особенности субъекта административного правонарушения.

9.

Литература:

1. Административное право РБ. Учеб. пособие /Под ред. А.И.Сухарковой. Мн., 1995.

2. Алехин А.П., Козлов ЮМ., Кармолгшкий А.А. Административное право РФ. М., 1996.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996.

4. Бахрах Д.Н. Состав административного проступка. Учеб. пособие.Свердловск, 1987.

5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998.

6. Козлов ЮМ. Административные правоотношения. Мн. 1976.

7. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. М., 1999.

8. Коренев А. П. Административное право. М., 1996. - Ч. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: