Формирование науки как профессиональной деятельности

Наука как профессиональная деятельность начинает формироваться в крупнейших странах Европы в процессе развёртывания научной революции XVI-XVII веков. Социально-экономические причины этого феномена — потребность в теоретической и экспериментальной науке, которая бы питала своими открытиями нарождающееся капиталистическое производство.

Наука обретает определённые общественные функции, главная из которых «постоянный рост массива удостоверенного знания».

Отныне наука представляет собой не только систему знаний и интеллектуальную деятельность учёных, но и способы коммуникации между ними, научные организации, решение проблемы финансирования научных исследований. Специфической чертой процесса социальной институционализации науки является то, что ей предшествовала когнитивная институционализация, то есть становление и закрепление в системе устойчивых и жёстко заданных норм научного типа рациональности.

У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френ­сис Бэкон (1561—1626), утверждавший, что достижения науки нич­тожны и что она нуждается в великом обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление наукой (это задача правите­лей, которые должны создавать ученые учреждения, библиотеки, при­обретать орудия и инструменты, обеспечивать людей науки возна­граждением, освобождающим их от забот и создающим свободное время для творчества) и общее согласие в работе, восполняющее недо­статок сил одного человека.

Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Среди членов этого сообщества существует разделение труда: одни собирают сведения о различных опытах из книг, другие делают опыты, третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы, а «истолкователи природы» из наблю­дений и опытов выводят общие законы и причины. В «Доме Соломо­на» проводятся общие собрания всех его членов, обсуждаются рефера­ты, работы, выведенные законы и принципы, решается, какие откры­тия и опыты должны быть опубликованы. Для осуществления преем­ственности в «Доме» обязательно должны быть и молодые ученые. Посещая разные города, государства, ученые должны на основе изу­чения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетря­сения и давать советы гражданам, как, по возможности, избежать этих бедствий.

Академии наук.

В 28 ноября 1660 г. в Англии возникает Лондонское Королевское общество

В 1666 г. создана Парижская академия наук

В 1700 г Берлинская академия наук

В 1724 г. Санкт-Петербургская академия наук

Все эти формы организации, спецификации колективной деятельности учёных свидетельствовали о возникновении нового феномена — научного сообщества и его институционализации.

В развёртывающемся процессе профессионализации научной деятельности проявляются различные формы коммуникационных объединений исследователей: республика учёных XVII века, «невидимый колледж», научная школа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: