Этапы урока
| Формы, методы, методические приёмы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вид и форма
контроля
|
Осуществляемые
действия
| Формируемые
умения
|
|
|
|
|
|
|
I. Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная. Словесный.
Слово учителя
| Приветствие учащихся.
– Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
– Проверим готовность к уроку
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Проявляют эмоциональную отзывчи-вость на слова учителя
| Фронтальный.Наблюдение учителя
|
II. Речевая разминка
| Фронтальная.
Словесный. Звуковая игра, беседа
| – Как гудит сильный ветер?
– Как шумят деревья?
– Как фыркает ежик?
– Как рычит собака?
– Что мы сейчас произносили?
| Произносят звуки.
Отвечают на вопросы.
– Звуки
| Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки
| Фронтальный. Устные ответы
|
III. Постановка учебной задачи
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя
| – Мы знакомы с ь, обозначающим мягкость согласных. Сегодня познакомимся с буквой ь как разделительным знаком
| Слушают учителя
| Принимают учебную задачу, сформулированную учителем
| Фронтальный. Наблюдение учителя
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
| Фронтальная. Словесный, наглядный, практический.
| – Что изображено на картинке?
– Выполните слого-звуковой анализ слова листья.
| Рассматривают предметную картинку с изображением листьев и схему – модель
| Производят фонетический анализ слова листья с опорой на схему.
| Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова
|
|
|
|
|
|
|
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 75)
| Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя
| – В последнем слоге слова лис-тья согласный звук [т’] примыкает к слиянию [j’а]. Но буква й после согласных
не пишется. Чтобы произнести слияние как [j’а], между согласной буквой и буквой я ставится особый знак – разделительный. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак
| слова. Выполняют слого-звуковой анализ слова листья
| Устанавливают, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’] слышится слияние [j’а].
Обсуждают проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]?
|
|
2. Чтение слов с разделительными буквами ь и ъ (учебник, с. 75)
| Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, объяснение учителя
| – Прочитайте слова.
– Определите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак?
– В качестве разделительного знака используется еще одна буква ъ, она называется разделительный твердый знак. На месте гласных букв после буквы ъ также при чтении должны отчетливо слышаться слияния
| Читают слова.
– Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
– Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я
| Читают слова с разделительным мягким знаком, объясняют, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.
Читают слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, устанавливают различия
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
3. Знакомство с буквами ь и ъ. Чтение стихотворений(учебник, с. 75)
| Фронтальная. Словесный. Чтение
| – Прочитайте стихотворения про буквы ь и ъ. На что похожи эти буквы?
– Выложите буквыиз нитки или шнурка
| Находят буквы ь и ъ на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из нитки или шнурка выкладывают буквы
| Находят буквы ь и ъ на «ленте букв». Моделируют их из нитки или шнурка
| Фронтальный. Устные ответы, моделирование
|
|
|
|
|
|
|
4. Работа с иллюстрацией и стихотворением(учебник, с. 74)
| Фронтальная. Словесный. Беседа
| – Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы к ней
| Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопросы. Читают
| Для ответов на вопросы привлекают известную информацию, составляют рассказ по картинке
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
5. Работа с пословицами (учебник, с. 74)
| Групповая. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте пословицы. Почему так говорят?
| Читают. Отвечают на вопрос
| Высказывают свое мнение. Умеют работать в группе
| Групповой. Чтение, устные ответы
|
Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| Дождик капает: кап, кап, кап.
Зайка прыгает: прыг, прыг, прыг.
Молоток стучит: тук, тук, тук
| Выполняют движения по тексту под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке
| Коллективный. Правильное выполнение движений
|
V. Закрепление знаний и способов действий
1. Дидактическое упражнение (учебник, с. 76)
| Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
| – Докажите, что в некоторых словах разделительный мягкий знак необходим
| Читают. Выполняют задание
| Применяют знания о разделительном мягком знаке для выполнения задания
| Фронтальный. Устные ответы, упражнение
|
2. Многозначные слова. Чтение стихотворений Ю. Коринца (учебник, с. 76)
| Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте стихотворения.
– Перечислите значения слов ключи, хвосты
| Читают стихотворения. Находят в тексте значения слов ключи, хвосты
| Осознанно читают стихотворения, соблюдая интонацию и знаки препинания. Формулируют ответы
| Фронтальный. Чтение, устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
3. Чтение стихотворения В. Орлова (учебник, с. 77)
| Групповая. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте стихотворение по ролям.
– Подумайте, научился ли мальчик писать?
| Читают стихотворение, отвечают на вопросы
| Читают, соблюдая интонацию. Высказывают свое мнение
| Групповой. Чтение, устные ответы
|
Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| Строители
Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление)
| Выполняют движения по тексту под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления
| Коллективный. Правильное выполнение движений
|
4. Работа с рассказом Л. Толстого «Правда всего дороже» (учебник, с. 77)
| Парная. Словесный. Чтение, беседа
| – Прочитайте рассказ.
– Обсудите с другом название рассказа
| Читают. Обсуждают название рассказа
| Читают рассказ, соблюдая интонацию. Высказывают свое мнение
| Парный. Чтение, устные ответы
|
5. Работа с рассказом Л. Толстого «Три калача и одна баранка» (учебник, с. 78)
| Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, поиск буквы ъ
| – Прочитайте рассказ.
– Правильно ли решил мужик, что надо было сначала съесть одну баранку?
– Перескажите текст. Найдите слова с ъ
| Читают рассказ. Отвечают на вопрос. Пересказывают текст. Подчеркивают в тексте слова с ъ
| Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания. Умеют пересказывать текст. Распознают ъ
| Фронтальный. Чтение, устные ответы, пересказ
|
VI. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
| Отвечают на вопросы учителя
| Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
| Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
|