1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорки:
Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-же-же – дождь прошел уже.
Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите скороговорки сначала по слогам, затем целыми словами чётко и ясно:
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат. Встретил в чаще ёж ежа: – Как погода, ёж? – Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съёжась, два ежа. | Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Ужат обливают ежата Прохладной водой из ушата. Жарко ужатам, Их жалко ежатам. |
3. Чтение рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж».
– Прочтите название рассказа.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён?
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
по-до-шли – подошли
|
|
о-смат-ри-вать – осматривать
об-ню-хи-вать – обнюхивать
об-ли-зы-вать – облизывать
от-крыл-ся – открылся
вы-ско-чи-ла – выскочила
ис-пу-га-лись – испугались
раз-бе-жа-лись – разбежались
ки-нул-ся – кинулся
за-кри-чал – закричал
Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.
4. Анализ произведения.
– Что стояло на столе?
– Кто подошел к ящику?
– Что стали делать звери?
– Что произошло с ящиком?
– Как поступили звери?
– Как поступил ёж?
– Как закричал ёжик, когда сел на ящик?
– Кричат ли ежи?
– Какие звуки произносят ежи?
– Что интересного о ежах вы узнали из этого шуточного рассказа?
– Что ещё вы знаете о ежах?
Учитель дополняет и обобщает ответы учащихся.
5. Подготовка к пересказу рассказа Д. Хармса «Храбрый ёж» по опорным словам и картинному плану.
– Сколько частей в тексте?
– Прочтите первую часть. Как её можно озаглавить?
– Прочтите вторую часть.
– Почему звери разбежались?
– Как озаглавить вторую часть?
– Прочтите третью часть.
– Как поступил ёжик?
– Озаглавьте заключительную часть рассказа.
Запись плана на доске:
1) Ящик на столе.
2) Звери разбежались.
3) Храбрый ёж.
– Расположите карточки с опорными словами по порядку:
– Используя опорные слова и план, подготовьте пересказ рассказа.