Японский театр, кино и музыка

Для театрального искусства наступило время значительной перестройки. После длительного периода трудностей театр Но вступил в полосу резкого увеличения числа театральных постановок, в связи с возникшей в общественной жизни страны тенденцией повышенного внимания к национальной культурной традиции (классическому театру, литературе, прикладному искусству, чайной церемонии, икебана, бонсай и т. д.).

Для культуры Японии 70-80-х годов характерно усиление сложившихся в прошлые десятилетия тенденций. Стараниями СМИ формируется так называемая массовая культура, сущность которой составляет бесконечное потребление ценностей культуры. Потребительские стандарты и идеалы развивали в обществе тенденции отчуждения и дегуманизации личности.

Музыкальное искусство Японии насчитывает уже несколько веков развития. В современном мире до сих пор распространены народные песни. По своему происхождению они, в основном, относятся к бывшим религиозным гимнам и прочим музыкальным темам, сопровождающим ритуалы. Впоследствии они утратили свои первоначальные функции и теперь выступают в роли памятников фольклора. В крестьянской среде их часто исполняют в часы досуга. К тому же СМИ немало способствовали популяризации этого жанра и потере его исконных корней. В XX веке многие японские композиторы, вдохновившись традиционными напевами, создали множество подражательных произведений.

Наибольшее внимание людей сейчас привлекает японская популярная музыка. Среди молодежи есть огромное количество любителей западной музыки: джаза, латиноамериканской эстрады, рок-музыки. Популярные в Европе песни довольно быстро становятся достоянием японской общественности, что обусловливает влияние западной музыки на развитие современного музыкального искусства Японии. Существует также и японская популярная музыка, выросшая на национальной почве: каёкёку. Расцвет этого жанра приходится на 20-е годы XX столетия. В музыкальном отношении сейчас этот стиль представляет собой некий синтез традиционной западной мелодики и специфических японских приемов.

Как и весь мир, Япония подпала под влияние группы «Биттлз». Развилось широкое движение, подражавшее «ливерпульской четверке». Было образовано немало самодеятельных групп, что не могло не сказаться на дальнейшем развитии японской эстрады.

Анимэ

Одним из самых популярных достижений японской культуры XX века стало искусство манги и анимэ. Для европейского понимания свойственно рассматривать мангу как японские комиксы, а анимэ — как японскую мультипликацию. В действительности эти термины служат для того, чтобы как-то выделить специфически японское понимание этих двух жанров. Особенности буддистско-синтоистского менталитета японской нации определили значительное отличие их «комиксов» и «мультиков» от аналогичных произведений европейских стран, в частности, Америки и Франции. Россия по своему сознанию ближе к христианским странам, а потому нам не всегда доступно полное понимание содержания японской анимации.

28. Культурное развитие традиционной Кореи.

Рассматривая традиции культуры современной Республики Корея в контексте модернизации, следует заметить, что культура - это, прежде всего, универсальная система ценностей и норм, сформированных в обществе, которые во многом определяют жизнь людей, их деятельность и поведение. Понятие культура не сводится к определенным и конкретным областям творческой деятельности, с которыми она обычно связывается - наукой, искусством, литературой и т. п. Достижения культуры - это мощнейший пласт, пронизывающий буквально все сферы общественной жизни: хозяйство и быт, власть и право, политику и мораль. Ценностная ориентация культуры направлена на целостность государства, хотя ее ценности существенно различаются в высших и низших классах, в среде интеллектуальной элиты и массовых слоях. Когда подобные различия активно взаимодействуют между собой на основе определенных соглашений, - это является свидетельством зрелости культуры и высокой степени ее развитости. Пожалуй, для любой страны такое положение культуры наиболее важно, так как способствует ее успешной адаптации к процессам модернизации, к ценностям иного качества, формируемым в процессе развития страны как единого целого.

Модернизация социальной сферы влечет за собой беспрецедентный по сравнению с обществами традиционного типа рост социальной мобильности, дальнейшую дифференциацию социальных групп на этической, нравственной, профессиональной и иной основе. Рост городов приводит к значительному сокращению крестьянства и сельского населения как основного носителя традиционной культуры. Значительно возрастает численность промышленного пролетариата и средних слоев населения, представители которых тяготеют к новой культуре. Этому во многом способствует развертывание системы массового образования и иных специальных форм обучения.

В сфере культуры модернизация прежде всего приводит к значительной трансформации традиционных институтов и ценностей, взамен которых рождаются новые потребности и ценностные ориентиры как материального, так и духовного плана. Поэтому в ходе модернизации всех сторон жизни государства огромное значение имеет способность традиционной культуры приспособиться, вписаться - причем в самые сжатые сроки - в канву меняющихся ценностей. Здесь уместней говорить об усвоении новых ценностей и переосмыслении (если не ломке) прежних - религиозных, нравственных, этических и т. п. устоев. Этот процесс осуществляет образованная элита и творческая интеллигенция, помогая тем самым социально-психологической перестройке массового сознания. В этом случае определяющую роль играет крепость и прочность связей культурной элиты с основной массой населения страны; более конкретно - что может предложить творчески мыслящая интеллигенция, какую духовную точку опоры выберет она для единения национального духа. В данной ситуации решающая роль принадлежит степени зрелости традиционной культуры и уровню ее развития. Там, где традиционная культура носит незрелый, неразвитый и неустойчивый характер, она является серьезным препятствием для модернизации общества. В плане исторической перспективы любая модернизация, несмотря на громадные издержки, всегда прогрессивна, ибо "зона новой культуры", созданная ей, покоится на базе небывалого роста научных знаний, новейших технологий, информационных и социальных служб. Все это, вместе взятое, значительно раскрепощает интеллектуальные возможности творческой интеллигенции во всех сферах художественной культуры.

Оборотная сторона медали высвечена тем, что при решении материальных проблем большинства населения, когда явный культ потребления принимает гипертрофированные формы, "территория новой культуры", практически вся духовная сфера - требует особого внимания. Это вызвано тем, что, имея немалые доходы, огромная масса людей обречена на монотонный, не творческий, изматывающий труд; на однообразно-унылую жизнь в городах, куда приезжают только переночевать, и на доступ к одной, примитивной эрзац-культуре. Опыт развития мировой цивилизации на примере многих стран наглядно показал, что модернизация и вызванный ею материальный и научно-технический прогресс намного обгоняют процесс нравственного становления.

Со всем этим Корея столкнулась на заре самых первых преобразований, едва ступив на стезю западной цивилизации. Глубоко укоренившиеся традиции, рожденные годами изоляции от внешнего мира, породили немало учений, осуждающих все виды модернизации. Свои собственные движения за обновление страны, несмотря на кажущиеся противоречия, во многом способствовали консервации устоявшихся традиционных взглядов на общественный прогресс страны. Еще на рубеже XVIII-XIX вв. два основных учения соннихак и сирхак, проповедуя новые пути развития страны, брали за основу модернизации глубокое изучение и применение на практике только своей национальной культуры.

Политика изоляции страны была насильственно прервана навязанным извне, практически силой оружия, договором с Японией. В начале 80-х годов XIX века сторонники учения юсэн, одной из разновидностей конфуцианства, развернули активную деятельность, направленную против реформ, проводимых в стране в соответствии с этим договором. Они считали, что традиционная культура Кореи выше какой-либо другой культуры (особенно западной), и следует неотступно защищать достижения своей цивилизации от всевозможных влияний, активно выступать против сторонников кэхва - современного развития страны.

Уже к началу XX века четко определились два основных направления развития страны. Одни считали, что для достижения самостоятельности и экономического могущества необходимо всемерно развивать национальную промышленность на основе национального капитала; другие же полагали, что путь к независимости, как политической, так и экономической, лежит только через просвещение народа и пробуждение его национального сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: