словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов
Пример: Коммунистам нечего не светит, даже полумесяц.
Гипербола
«преувеличение») стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли - «нам еды на полгода хватит».
Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонен Гоголь, из поэтов — Маяковский.
|
|
Пример: Мы писали об этом тысячу раз…..
Литота,
«простота, малость» усиление значения путем двойного отрицания или преуменьшения, недоговоренность.
По-другому литоту называют обратной гиперболой
Пример: Жизнь человека один миг.
Сравнение
Изображение одного предмета путем сопостовления его с другим
Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт».
Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость».
Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем».
Отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».
Пример: Глаза как небо голубые.
Перифраз
«описательное выражение», «иносказание»: описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
Пример: Стальные чудовища. (= танки)
Аллегория
когда буквальный смысл целого текста служит для того, что бы указать на переносный.
Пример: Он бросал вызов судьбе, она его не принимала – такая капризная дама, уступала без боя, может, не хотела связываться.
Дубитация
Это ряд вопросов к воображаемому собеседнику.
Пример: Насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средства?