Изучение потребителей.
Система личных потребностей и принципы изучения потребителей
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители.
Конечные потребители – это лица, семьи, домашние хозяйства.
Организации (предприятия)-потребители – производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные, муниципальные и некоммерческие учреждения.
Поведение конечных потребителей обусловлено характером и настоятельностью потребностей.
Система личных потребностей включает три уровня:
- абсолютные потребности;
- относительные (действительные) потребности;
- платежеспособные потребности.
Абсолютные потребности абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям, выражает потребительную силу общества, они существовали на протяжении всей человеческой жизни (пища, жилище, общение).
Действительные потребности имеют относительный характер и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.
|
|
Платежеспособные потребности ограничены не только имеющейся товарной массой, но и уровнем денежных доходов и ценами на товары, они характеризуют фактически реализуемую потребительную силу общества.
Существуют четыре принципа формирования представления о поведении потребителей:
- независимость потребителя;
- мотивация поведения потребителей;
- возможность моделирования поведения потребителей;
- социальная законность поведения потребителей.
Потребитель принимает решение самостоятельно о покупке, мотивирующими факторами выступают как социально-экономическая среда, так и личностные характеристики индивида.
Исследование факторов мотивации позволяет моделировать его поведение, а социальная законность обеспечивается законами, защищающими права потребителей.
Предметом потребления является товары в материальной форме, услуги, идеи.