Решение о выборе рынка принимается индивидуально каждой фирмой. Ее задача – выбрать «ключевой» рынок, который в будущем принесет максимальную прибыль. При выборе «ключевого» рынка решаются следующие задачи:
- определение доступности рынка;
- расчет собственных издержек производства и сбыта товара в настоящем и их возможные изменения;
- определение потенциала и емкости рынка в настоящем и будущем (прогноз емкости).
Степень доступности рынка определяется географическим положением, транспортными издержками, условиями поставки, таможенными барьерами.
Издержки производства и обращения определяются в зависимости от цен на сырье, оплату труда, амортизацию и затрат по хранению, складированию и товародвижению.
Потенциал рынка – это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обуславливающих спрос и предложение.
Производственный потенциал – возможность произвести и представить на рынок определенный объем товаров.
В развернутом виде принципиальная схема расчета производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на какой-то период может быть представлена в виде следующей формулы:
,
где Q – производственный потенциал рынка, т.е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;
Ni – предприятия или группа предприятий, производящих данный товар (продукт или услугу);
Wi – мощность предприятия (или средняя мощность по группе);
Di – степень загрузки производственных площадей;
Ri – степень обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
Эр – эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
В – внутреннее производственное потребление (по нормативам);
С— часть продукции, которую, по оценкам, будут производить конкуренты;
n – число i -х производственных предприятий.
При расчете потенциала товарного предложения конкретной фирмы в процессе выбора дистрибьютора целесообразно заменить приведенную выше общую модель потенциала объема продукции более простой частной моделью типа:
,
где qi – объем продукции (услуг), запланированный на i -м производственном предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов (qi = Wi × Di × Ri); п – число предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт.
Определение потребительского потенциала рынка -– важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождествен ему.
Емкость рынка—количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:
,
где Е – емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);
Si – численность i -й группы потребителей;
k – уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i -й группы потребителей (нормативы: технологические – для средств производства, физиологические – для продуктов питания, рациональные – для непродовольственных продуктов и услуг);
Эх – коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов;
Р – объем нормального страхового резерва товаров;
Н – насыщенность рынка – объем товаров, имеющихся в домашнем хозяйстве населения, или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок;
Иф – физический износ товаров;
Им – моральный износ товаров;
А — альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и т. п.), а также потребление товаров-заменителей;
С— доля конкурентов на рынке.
Емкость рынка какой-либо страны по некоторому товару в течение календарного года рассчитывают на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики по следующей схеме (в физических единицах или по стоимости):
Е = П + О – Э + И,
где Е – емкость рынка (полное потребление данного товара на данном рынке);
П – национальное производство данного товара на рынке;
О – остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей;
Э – экспорт;
И – импорт.