Доступность, потенциал и емкость рынка

Решение о выборе рынка принимается индивидуально каждой фирмой. Ее задача – выбрать «ключевой» рынок, который в будущем принесет максимальную прибыль. При выборе «ключевого» рынка решаются следующие задачи:

  • определение доступности рынка;
  • расчет собственных издержек производства и сбыта товара в настоящем и их возможные изменения;
  • определение потенциала и емкости рынка в настоящем и будущем (прогноз емкости).

Степень доступности рынка определяется географическим положением, транспортными издержками, условиями поставки, таможенными барьерами.

Издержки производства и обращения определяются в зависимости от цен на сырье, оплату труда, амортизацию и затрат по хранению, складированию и товародвижению.

Потенциал рынка – это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обуславливающих спрос и предложение.

Производственный потенциал – возможность произвести и представить на рынок определенный объем товаров.

В развернутом виде принципиальная схема расчета производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на какой-то период может быть представлена в виде следующей формулы:

,

где Q – производственный потенциал рынка, т.е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;

Ni – предприятия или группа предприятий, производящих данный товар (продукт или услугу);

Wi – мощность предприятия (или средняя мощность по группе);

Di – степень загрузки производственных площадей;

Ri – степень обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;

Эр эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;

В – внутреннее производственное потребление (по нормативам);

С— часть продукции, которую, по оценкам, будут производить конкуренты;

n – число i -х производственных предприятий.

При расчете потенциала товарного предложения конкретной фирмы в процессе выбора дистрибьютора целесообразно заменить приведенную выше общую модель потенциала объема продукции более простой частной моделью типа:

,

где qi объем продукции (услуг), запланированный на i -м производственном предприятии к выпуску в соответствии с портфелем заказов (qi = Wi × Di × Ri); п – число предприятий, с которыми за­ключен (или предполагается заключить) контракт.

Определение потребительского потенциала рынка -– важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождествен ему.

Емкость рынка—количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.

Емкость рынка может быть выражена формулой, построенной по следующей схеме:

,

где Е – емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном пе­риоде);

Si – численность i -й группы потребителей;

k – уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i -й группы потребителей (нормативы: технологические – для средств производства, физиологические – для продуктов питания, рациональные – для непродовольственных продуктов и услуг);

Эх коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов;

Р – объем нормального страхового резерва товаров;

Н – насыщенность рынка – объем товаров, имеющихся в до­машнем хозяйстве населения, или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок;

Иф физический износ товаров;

Им моральный износ товаров;

А — альтернативные рынку формы удовлетворения потребно­стей (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и т. п.), а также потребление товаров-за­менителей;

С— доля конкурентов на рынке.

Емкость рынка какой-либо страны по некоторому товару в течение календарного года рассчитывают на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики по следующей схеме (в физических единицах или по стоимости):

Е = П + О – Э + И,

где Е – емкость рынка (полное потребление данного товара на данном рынке);

П – национальное производство данного товара на рынке;

О – остаток товарных запасов на складах предприятий изготовителей;

Э – экспорт;

И – импорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: