Организация розничной торговли

Розничная торговля – продажа товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд (А.А. Романов).

Розничный торговец (магазин) – это любая коммерческая организация, основная часть прибыли которой образуется за счет розничных продаж (Ф. Котлер).

Существуют понятия жизненного цикла розничного предприятия (рост, зрелость, спад), розничного кругооборота, который предоставляет возможность для «рождения» новых типов магазинов, торгующих по сниженным ценам, бросовым ценам.

Функции розничной торговли:

  • исследование торговой клиентуры;
  • определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;
  • поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • отбор товаров, их сортировка при составлении требуемого ассортимента;
  • оплата товаров, принятых от поставщиков;
  • проведение операций по приемке, хранению, маркировке, товаров, установление цен;
  • предоставление поставщикам и потребителям транспортно-экспедиционных, консультационных, рекламных, информационных и других услуг.

Ф. Котлер выделяет существующие в мировой практике восемь основных типов розничных предприятий:

  1. специализированные магазины;
  2. универмаги;
  3. супермаркеты;
  4. небольшие магазинчики;
  5. магазины, торгующие по сниженным ценам;
  6. магазины «бросовых» цен и фирменные магазины;
  7. независимые магазины (оптовые складские клубы);
  8. супермагазины (суперсторы) – комбинированные магазины и гипермаркеты.

Самостоятельно можно выделить выставочные залы и так называемые «убийцы категорий» (розничный торговец, специализирующийся на продаже одной категории продукта или узкого круга нескольких ассортиментных групп товаров).

Отечественная практика делит розничную торговлю на стационарную, представленную магазинами, ларьками, палатками, киосками, торговыми автоматами, магазинами-складами; передвижную – автомагазин, вагонолавка, продажа с лотков; посылочную – обеспечение населения, предприятий и организаций книгами, лекарственными препаратами, аудио- и видеозаписями (в настоящее время практически не развивается ввиду резкого роста тарифов связи).

В структуре розничной торговли преобладает ассортиментный признак. Поэтому магазины делятся на:

  • специализированные, предлагающие товары, одной группы (хлеб, молоко, одежда, обувь);
  • узкоспециализированные, продают товары, составляющие часть товарной группы (мужская, женская, детская одежда);
  • комбинированные, сочетающие реализацию товаров нескольких товарных групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей;
  • универсальные, продают товары различных товарных групп в специализированных секциях;
  • смешанные, реализуют товары различных групп, не образуя специализированные секции.

Экономическим показателем, характеризующим объем и качество розничной торговли, является розничный товарооборот.

Розничный товарооборот – это объем реализации товаров в денежном выражении. Он формируется как выручка от всех видов деятельности, входящих в розничную торговлю.

Структура розничного товарооборота подразделяется на макро- и микроструктуру, товарно-групповую и товарно-ассортиментную.

Макроструктура – крупное деление товаров (товары потребительские и производственного назначения).

Микроструктура – удельный вес конкретного товара в общем объеме реализации данного ассортимента (костюмы, пальто и т.д.).

Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению и производственному назначению (овощи-фрукты, лесоматериалы и т.п.).

Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда мужская, женская, детская и т.д.).

На структуру розничного товарооборота оказывают влияние факторы макросреды (экономические, социально-демографические, климатические, национально-исторические), а также психологические и психографические.

Маркетинговые решения, принимаемые розничными торговцами, в значительной степени пересекаются с аналогичными решениями оптовиков:

  • решения по выбору целевого рынка;
  • решения по поставкам и ассортименту товаров;
  • решения, связанные с услугами и атмосферой магазина;
  • решения по цене, продвижению, месту.

Особое внимание в сети розничной торговли уделяется услугам. Эти услуги делятся на три группы:

· услуги перед покупкой (прием заказов по телефону, почте; реклама; представление товаров на витринах и дисплеях; внутренние витрины; примерочные комнаты; "час" покупателя; показы мод; возможность сдать старый товар в счет оплаты нового);

  • услуги после покупки (доставка, отправление по почте, оформление подарков, возможность настройки, возврат товара, предоставление альтернативного товара, услуги портных, установка, гравировка);
  • вспомогательные услуги (обналичивание чеков, предоставление общей информации, бесплатная парковка, рестораны, ремонт, украшение интерьера, продажи в кредит, туалеты, детская комната).

К тенденциям развития розничной торговли можно отнести:

  • развитие новых форм розничной торговли (торговля с передвижных тележек, лотков, сокращение розничного жизненного цикла, расширение внемагазинной торговли);
  • поляризация предприятий розничной торговли (розничные торговцы-гиганты и покупка «на ходу»);
  • портфельный подход (создание магазинов для людей с определенным стилем жизни);
  • повышение значения технологий (сканеры и системы для обработки покупки, системы внутреннего телевидения, введение «покупательского радара» для подсчета посетителей магазина);
  • глобальное расширение крупнейших розничных торговцев (Marks and Spencer, Benetton).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: