Коммуникация – это передача обращения от источника информации к ее получателю посредством определенного канала.
Рис. 46. Схема рекламной коммуникации
Отправитель (коммуникатор) – сторона, от имени которой посылается рекламное обращение адресату.
Кодирование – процесс представления идеи коммуникации. Передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов.
Получатели (адресат) – конкретные люди. Целевые аудитории, которым предназначается реклама.
Ответная реакция – набор откликов получателей, возникающих в результате контакта с обращением.
Обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи – незапланированные искажения (барьеры) при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды.
Помехи делятся на:
- физические (наслаивание одной информации на другую, повреждение носителей рекламной коммуникации);
- психологические (результат различий в восприятии окружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникации);
- семантические (возникают по причине многозначности отдельных понятий, которые интерпретируются получателем по своему усмотрению).
Например, по результатам социологических исследований реклама «Асс» (отбеливателя) и тети Аси вызвали психологическое отторжение; реклама дорогостоящей продукции в СМИ формирует как психологические, так и семантические помехи.
|
|
Осуществление коммуникации связано с формированием ее оптимального канала.
Канал коммуникации объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до ее получения адресатом.
Маркетологи выделяют два общих типа каналов коммуникаций:
- личные;
- неличные.
Личные каналы коммуникаций – это общение двух или более человек с целью ознакомления, обсуждения и/или продвижения продукта или идеи. Каналы личной коммуникации многообразны. К ним можно отнести:
- адвокат-каналы, представленные торговыми представителями компании;
- экспертные каналы (образуют независимые эксперты);
- общественные каналы (соседи, друзья, родственники, коллеги).
Неличные каналы коммуникаций:
- средства рекламы (СМИ, наружная реклама и т.д.);
- интерьер (орудие «окружающей» среды фирмы);
- мероприятия (презентации, пресс-конференции).
Система маркетинговых коммуникаций фирмы зависит от следующих факторов:
- цели фирмы и используемых ею стратегий;
- типа товара и рынка;
- состояния потребительской аудитории;
- этапа жизненного цикла рекламируемого товара;
- традиций, сложившихся в коммуникационной политике фирмы и ее конкурентов.
Ф. Котлер выделяет определение «продвижение-микс» – совокупность разнообразных методов и инструментов, позволяющая успешно вывести товар на рынок, стимулировать продажи и создать лояльных компании (марке) покупателей.
|
|
Коммуникационная политика фирмы – это:
- реклама;
- система стимулирования сбыта;
- пропаганда;
- личные персональные продажи. (8.8)