Стимулирование сбыта как форма маркетинговых коммуникаций – система побудительных мер и приемов, носящих кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара.
«Сейлз промоушн» – деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи товаров или услуг клиента в короткие сроки. В «сейлз промоушн» выделяют два направления:
· содействие развитию торговли товарами или услугами конкретного рекламодателя;
· содействие развитию торговли на местах продажи путем личных контактов с потребителями.
В системах стимулирования сбыта выделяют три типа адресатов:
· потребители;
· торговые посредники;
· собственный торговый персонал.
Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителей, решают следующие задачи:
· познакомить потребителя с товарами-«новинками» и подтолкнуть его к покупке;
· увеличить объем покупок одного покупателя;
· поощрить приверженцев конкретных торговых марок;
· снизить временные колебания сбыта.
|
|
К ним относят:
· скидки с цены;
· премии;
· распространение купонов;
· бесплатные образцы;
· игры, лотереи, викторины, конкурсы;
· подкрепление товара (потребительский кредит, бесплатные сопутствующие услуги по транспортировке, наладке, монтажу, гарантии);
· согласие принять товар обратно в случае неудовлетворенности покупателя;
· предложение о возврате денег;
· упаковку по льготным ценам.
Мероприятия стимулирования сбыта при воздействии на торговых посредников связаны с решением определенных задач:
· увеличение объема сбыта;
· стимулирование максимальных объемов заказов;
· поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара;
· снизить временные колебания в поступлении заказов от посредников.
Виды мероприятий:
· скидки с цены при оговоренном объеме партии товара;
· предоставление оговоренного количества единиц товара посреднику бесплатно при условии закупки определенного его количества;
· премии-«толкачи», выплачиваемые дилерам при продаже товаров сверх оговоренного их количества за определенный отрезок времени;
· организация конкурсов дилеров;
· «рекламные зачеты» посредникам за проведение рекламных кампаний;
· организация съездов дилеров;
· «сбытовые зачеты» для посредников от фирмы-производителя;
· возможность бесплатного повышения квалификации за счет производителя сложнотехнической продукции.
Стимулирования сбыта по отношению к собственному торговому персоналу преследует цели:
· увеличение объема сбыта в подразделениях самой кампании;
· поощрение эффективно работающих работников фирмы;
|
|
· обмен опытом между продавцами.
Средства стимулирования торгового персонала:
· премии лучшим торговым работникам;
· предоставление лучшим продавцам дополнительных дней отпуска;
· организация развлекательных поездок для передовиков за счет фирмы;
· конкурсы продавцов с награждением победителей;
· расширение участия передовиков в прибылях фирмы;
· проведение конференций продавцов;
· возможные моральные поощрения (присвоение почетных званий, вручение вымпелов и т.д.).
Характерными чертами систем стимулирования сбыта можно считать:
· привлекательность (льгот, бесплатные блага);
· информативность;
· кратковременный характер эффекта в росте продаж;
· многие приемы «сейлз промоушн» носят форму приглашения к покупке;
· многообразие средств и приемов стимулирования сбыта.