Эволюция теории управления с позиций выделения различных школ и подходов

В первой половине 20 века получили развитие школы управленческой мысли: школа научного управления, бюрократ школа, административная школа, школа человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

1.Школа научного управления – нач. 20 в. 20-е годы Основатель Фридерик Уинслоу Тейлор (Френк, Гилберт, Гантт). Основная идея «человек как машина». Тейлор разработал систему НОТ– научная организация труда. Она включает в себя: 1.Стандартизацию, 2. Анализ трудовых действий, разложение их на элементные операции 3.Точный учет потребляемых ресурсов. 4.Подбор и расстановку кадров 5. Диффер оплаты труда в соот-вии с производительностью. НОТ ведет к деградации личности. Изучать НОТ призывал Ленин. Он называл эту систему «потогонной». Теория Тейлора внедрена на заводе Г. Форда, Г. Эмерсона. Генри Форд ввел идею конвейеризации производства.

2. Бюрократическая школа. (Макс Вебер). Основная идея - «организация как машина». Основные правила построения организации: пирамидальная управленческая структура, иерархическое подчинение сверху донизу, каждый работник имеет только одного руководителя, руководство в духе формальной обезличенности, каждая занятая должность должна соответствовать квалификации, карьера человека зависит от его продуктивности и компетентности, все админ.акты и решения оформляются письменно, менеджер не явл-ся собственником организации.

3.Классическая или админист школа в управлении. (Анри Файоль). Файоль выделил 5 функций управления: предвидение, планирование, организация, мотивация и контроль. Выделил 6 областей управления: 1.Технологическую, 2.Коммерческую, 3. Финансовую 4.Административную 5.Защитную деят-сти 6.Бухгалтерию. Выделил 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов, вознагражд персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильн персонала, инициатива, корпорат дух.

4.Школа человеческих отношений - Поведенческие науки 20-50 гг.(Э. Мэйо, М. Паркер Фоллет, А.Маслоу, Д. МакГрегор) Элтон Мэйо – основатель школы. Основной вывод школы: необходимо уделять внимание человеку, его способностям и потребностям. Хоторнский эксперимент (г. Хоторн). Мери Паркет Фоллет: теория лидерства. На основании идей школы создается бихевиористическое (поведенческое) течение: Абрахам Маслоу: пирамида потребностей. Пирамида состоит из 5 уровней: 1.физиолог потребности, 2 потребн безопасности, 3. потребность в принадлежности, причастности, 4. потреб в уважении, самоуважении (статусе), 5. Потребность в самоактуализации, самореализации. Дуглас МакГрегор: теории «Х» и «У» организации. Теория «Х» соответствует авторитарному управлению. Теория «У» - демократ управлению. Школа человеческих отношений стала основой для исследования мотивации микроклим, отношений внутри организации, корпоративной культуры.

5.Наука управления или количественный подход. включает в себя исследование операций и модели. Использование экономико-математических методов. исследование операций - это применение методов в научных исследованиях к операционным проблемам организации.Предмет исследования процессы пр-ва и их оптимизация, в т.ч. оптимальное распределение ресурсов.Подходы: Процессный подход, рассматривает управление, как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Системный подход организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов: люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: