По степени конкуренции:
· конкурентный (совершенная конкуренция) -бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).
· с монополистической конкуренцией - представляет собой сплочение нескольких производителей, которые предлагают товары одного типа, могут незначительно влиять на ценовую политику, но не препятствуют проникновению на рынок новых участников.
· олигопольный- отличается небольшим числом продавцов, и эта "немногочисленность" означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства.
· монополия- подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуг. Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Характеристика рынка | Конкурентные структуры рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
Кол-во продавцов | Очень много | Много | Несколько | Один |
Кол-во покупателей | Много | |||
Тип продукта | Стандартный | Дифференцирован-ный | Стандартный и дифференцированный | Уникальный без замени-телей |
Цели производителей | Максимизация прибыли | |||
Влияние производителя на цены | Отсутствует | Ограниченное | Ограниченное | Значительное |
Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Наличие существенных препятствий | Блокировано |
По степени развитости экономической свободы:
· свободный - характеризуется максимальной экономической свободой (в классическом понимании, разумеется). Другими словами, продавцы сами вольны решать, что продавать, кому это продавать и по какой цене. Такими же «свободами» обладают и покупатели, так как они сами выбирают, у кого какой товар им приобрести. В такой рынок государство не вмешивается, и здесь нет жесткого правового регулирования.
· регулируемый - протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.
По территориальному признаку:
· местный
· региональный
· национальный
· мировой
По субъектам, вступающим в обмен:
· рынок потребителей
· производителей
· промежуточных продавцов
· государственных учреждений
По объектам обмена:
· рынки средств производства
· рынок товаров и услуг
· финансовый рынок
· рынок интеллектуальной собственности
С учётом ассортимента:
· замкнутый
· насыщенный
· смешанный
По степени соблюдения законности:
· легальный (официальный)
· нелегальный (теневой)
· чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности:
· равновесный (спрос = предложение)
· дефицитный (спрос > предложение)
· избыточный (спрос < предложение)
По характеру продаж:
· оптовый
· розничный