Первые спектакли придворного театра 'Артаксерксово действо' и 'Иудифь' были близки по своей идейно-художественной направленности так как в них воспевалась абсолютистская власть

Сюжеты библейских легенд обрабатывались с учетом эстетических требований времени и необходимой занимательности трагические сцены чередовались с комическими, а напряжение трагической сцены снималось шутовской репликой или комедийным сценическим приемом.

В построении первых спектаклей сказалось влияние традиций западноевропейской драматургии, особенно 'английских комедий' - пьес из репертуара английских трупп, выступавших с конца 16 века в странах Европейского континента. 'Английские комедии' отличались яркой зрелищностью, натуралистическими изображениями сцен пыток казней, грубостью фарсовых эпизодов.

Положение иноземных и русских актеров в придворном театре было неодинаковым. Первые получали различные милости от царя: он принимал их у себя, одаривал наградами, чинами, дорогими подарками; вторые находились в крайне бедственном положении. Об этом свидетельствует, например, челобитная, поданная царю 'Васькой Мешалкиным с товарищи'; ' ...по твоему великому государю указу отослали нас, холопей твоих, в немецкую слободу для изучения комедийному делу к магистру Ягану Готфрету, а твоего великого государя жалованья, корму нам, холопьям твои, ничего не учинено, и ныне мы, холопи твои, по вся дня ходя к нему магистру и учася у него, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертью. Милостивый государь, царь и великий князь Алексей Михайловича всея великая и малые и белые России самодержец! Помилуй нас, холопей твоих: вели, государь, нам... жалованье на пропитанье поденный корм учинить, чтоб нам, холопям твоим, будучи у того комедийного дела, голодной смер-тию не умереть... '.

Путь первого профессионального театра был недолог. Он прекращает свое существование после смерти царя Алексея Михайловича в начале 1676 года. В конце этого же года молодой царь Федор Алексеевич приказал очистить палаты, где в Москве давались спектакли, а декорации, бутафорию и костюмы отвезти на двор к боярину Романову, а сложившиеся уже театральные коллективы из детей иностранцев Немецкой слободы и русских 'ребят' из Мещанской слободы вообще прекратили свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: