В торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный.
Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем - закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи и поставку товаров непосредственно конечному потребителю.
Осуществление непосредственных коммерческих операций имеет ряд преимуществ для продавцов и покупателей
Преимущества для продавцов:
• позволяет налаживать более тесные контакты с потребителями;
• лучше изучать условия рынка;
• быстрее приспосабливать свои производственные программы к
спросу и требованиям рынка.
Преимущества для покупателей:
• увеличиваются источники закупок товаров и предоставляется
возможность их выбора;
• возможность оперативно воздействовать на производителя товаров в
целях обновления ассортимента и повышения качества товаров;
• сокращение количества посредников и экономия на их оплате;
• стабильный уровень цен на закупаемую продукцию;
• снижение степени коммерческого риска.
Прямой метод используется фирмами чаще всего:
• при закупках и продажах на рынке промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов;
• при продаже крупногабаритного и дорогостоящего оборудования;
• при экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть;
• при закупках сельскохозяйственных товаров непосредственно у фермеров-производителей;
• при осуществлении операций прямого экспорта и импорта государственными предприятиями и учреждениями как промышленно развитых, так и развивающихся стран.