При проблемном обучении взаимодействие учителя и учащихся протекает следующим образом:
Учитель | Ученик |
Ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, опыта и пр. | Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения. |
Организует размышления учеников над поставленной задачей. | Высказывает возможные варианты решения этой задачи. |
Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи. Если гипотеза учеников верна, то просит сделать из нее выводы о приобретенных новых знаниях. | Доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи. Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях. |
При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее. | Ищет верное решение задачи. |
Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений. | Усваивает более емкие обобщения по теме. |
Ставит вопросы в целях закрепления новых знаний. Предлагает упражнения по применению знаний на практике вне стандартных ситуаций. | Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр. Выполняет упражнения и задания по применению полученных знаний, по решению нестандартных задач. |