УВ (Устройства ввода информации)

Универсальным устройством ввода информации (числовой и текстовой) является клавиатура.

Клавиатура

Клавиатура служит для ввода информации в компьютер и подачи управляющих сигналов. Она содержит стандартный набор алфавитно-цифровых клавиш и некоторые дополнительные клавиши – управляющие и функциональные, клавиши управления курсором, а также малую цифровую клавиатуру.

Курсор – светящийся символ на экране монитора, указывающий позицию, на которой будет отображаться следующий вводимый с клавиатуры знак. Все символы, набираемые на клавиатуре, немедленно отображаются на мониторе в позиции курсора. Такая клавиатура имеет 12 функциональных клавиш, расположенных вдоль верхнего края. Нажатие функциональной клавиши приводит к посылке в компьютер не одного символа, а целой совокупности символов.

Функциональные клавиши, предназначенные для отдания компьютеру команды выполнить какую-либо операцию в разных программах могут соответствовать совершенно различным операциям. Впрочем, среди функциональных клавиш есть такие, которые выполняют одинаковые функции в любой программе.

F1 – традиционная клавиша «Помощь». При ее нажатии на экран во время работы практически любой программы будет выведен краткий справочник по ее основным функциям.

Enter – ввод- нажатие этой клавиши дает указание «Выполнить» какую-либо из выбранных вами команд. В режиме набора текста – переход на следующий абзац, аналогичный «переводу каретки» на пишущей машинке.

Esc – (от escap – отменить) – прекратить выполнение операции.

Caps Lok – включить режим большой буквы. При нажатой клавише весь печатаемый вами текст будет набираться ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.

Shift – при работе в текстовом режиме нажатие этой клавиши одновременно с буквенной выдаст вам большую, прописную букву.

Page Up – «пролистывание» изображения вверх.

Page Down - «пролистывание» изображения вниз.

Backspace – удаление последнего символа.

Del – клавиша удаления выделенного текста, файла и т.д.

Ins – команда, противоположная Delete. Клавиша вставки и создания.

Home – переход в начало/левый край строки/экрана.

End – переход в конец/правый край строки/экрана.

Tab – вставка табуляции (отступа до заранее заданной позиции).

Виды клавиатуры:

Мембранная клавиатура устроена очень технологично и просто: она состоит из трех пленок, на внутренних сторонах крайних пленок размещены металлические дорожки с площадками – контактами на концах. Эти две пленки разделены третей, в которой разрезаны отверстия в тех местах, где должны быть размещены кнопки. На двух других пленках контактные площадки размещены именно в этих местах. В обычном состоянии две контактные площадки находятся на небольшом расстоянии друг друга, между ними нет контакта. В случае если на это место надавить, пленки выгибаются и металлические контакты соприкасаются. Когда клавиатура собирается, специальная микросхема, размещенная в том же корпусе, и передает эту информацию дальше, в системный блок.

Кнопочные клавиатуры отличаются от мембранных тем, что каждой клавише действительно соответствует настоящее устройство-кнопка, установленное на печатной плате. Устройство-кнопка представляют собой обычной кнопкой с пружинами. При нажатии клавиши пружина сжимается, а стержень кнопки замыкает контакты выключателя. При отпускании клавиши пружина возвращает ее в нормальное положение.

Емкостные (сенсорные). Данная клавиатура уникально в том смысле, что нажатие клавиши не приводит к замыканию электрического контакта. Перемещение стержня кнопки изменяет состояние конденсатора, что контролер клавиатуры воспринимает как нажатие клавиши. Такие клавиатуры тоже щелкают при наборе текста, еще более надежны, чем механические клавиатуры.

Midi-клавиатура. У компьютера богатейшие возможности по обработке и созданию звука. Но иногда может возникнуть желание непосредственно наиграть какую-нибудь мелодию. В этом помочь Midi-клавиатура. Подключаемая, как и синтезаторы к компьютеру через Midi-порт, она позволяет играть на ней, как на пианино.

Современная миди-клавиатура имеет набор клавиш, как у фортепиано. Но, в отличие от обыкновенной клавиатуры компьютеру информацию типа «клавиша нажата» / «клавиша не нажата», большинство миди-клавиатур передают еще и информацию о скорости и силе нажатия, Это позволяет воспроизвести звуки, как если бы человек играл на настоящем клавишном инструменте.

Уже на протяжении нескольких лет разработчики компьютерных клавиатур не перестают экспериментировать с установкой дополнительных органов управления, заимствованных у портативных компьютеров, мышей и игровым манипуляторов. На современных моделях клавиатур можно встретить сенсорные панели, трекболы, колесики прокрутки, вращающиеся указатели, многопозиционные указатели «плоский джойстик» и т.п.

Для ввода графической информации используются манипуляторы (мышь, джойстик и др.) – это специальные устройства, которые используются для управления курсором.

Мышь

Мышь имеет вид небольшой коробки, полностью умещающейся на ладони. Мышь связана с компьютером кабелем через специальный блок – адаптер, и её движения преобразуются в соответствующие перемещения курсора по экрану дисплея. В верхней части устройства расположены управляющие кнопки (обычно их три), позволяющие задавать начало и конец движения, осуществлять выбор меню и т.п.

Мышь является одним из наиболее самых популярных устройств управления компьютером. Она получала особенное распространение одновременно с вводом в нашу жизнь оболочек Windows, где мышь привносит очень большое удобство в работе, несмотря на то, что во всех основных диалогах можно работать и при помощи клавиатуры, Windows все-таки рассчитана на работу с мышью.

Принцип работы прост: на экране компьютера есть указатель мыши, который перемещается синхронно с перемещениями мыши по столу. С помощью кнопок, расположенных на корпусе мыши, по столу. С помощью кнопок, расположенных на корпусе мыши, указателями мыши можно нажать или щелкнуть одной из этих кнопок в любом месте экрана. Вся работа осуществляется при помощи нажатий, одинарных и двойных щелчков кнопками мыши по различным элементам Windows, нарисованным на экране компьютера. Таким образом, при помощи мыши можно рисовать, перемещать что-либо места на место и многое другое (например: играть в игры)

Мышь должна выполнять следующие функции:

1. Передавать компьютеру информацию о перемещении ее корпуса по коврику или столу.

2. Передавать компьютеру сигналы о том, что та или иная кнопка на ее корпусе нажата (или отпущена).

3. Существует большое разнообразие мышей, которые между собой отличаются:

- числом кнопок, наличием колесиков;

- способом определения собственного перемещения;

- способом передачи компьютеру информацию (интерфейсом).

Обычная механическая мышь. Такие мыши называются механическими из-за наличия в них трущихся механических частей. Это тяжелый обрезиненный шарик, который катится по коврику или иной поверхности и передает свое вращение двум перпендикулярным друг другу осям. На каждой оси находится зубчатое колесо (или колесо с большим количеством радиальных щелей). Эти колеса разделяют между собой светодиодов к фотоэлементам, то открывают его. В результате электрическая схема внутри мыши, подсчитывая количество «миганий» светодиодов, может определить величину перемещения мыши по каждой из осей, Эта информация и передается в компьютер.

Эти мыши имеют один недостаток – шарик и касающиеся его оси со временем собирают на себе грязь, из-за чего мышь становится все менее и менее послушной. В таких ситуациях ее надо чистить, то есть осторожно удалить грязь в спирте. Второй недостаток – в случае небольшого искривления осей, снимающих движения с шарика, в движении мыши появляется неравномерность. Когда эта неравномерность достигает слишком больших величин, то стоит задуматься о новой мышке.

Оптическая мышь содержит в себе гораздо меньше трущихся и изнашивающихся частей, чем механическая.

Принцип действия оптической мыши не сложен. Современная оптическая мышь имеет встроенный источник света, освещающий поверхность под мышью, и небольшую простенькую видеокамеру, которая с большой частотой считывает изображение поверхности под собой. Каждый раз изображение сравнивается с предыдущим и запоминается. При сравнении двух изображений вычисляется величина происшедшего смещения, и эти данные передаются в компьютер.

При такой работе мыши не задействованы никакие механические части, из-за чего мышь практически не изнашивается.

Трекбол. Первоначально трекбол был разработан в качестве замены мыши для портативного переносного компьютера. Шарик, являющийся основным координирующим элементом мыши, в трекболеимеет гораздо больший размер и вынесен на поверхность устройства.Перемещение указателя по экрану мониторапроисходит за счет вращения шарика рукой. Функциональные клавиши в различных моделях трекбола могут располагаться как на самом шарике, так и на самом устройстве. Первые модели трекболов были либо встроены в корпус ноутбука, либо навешивались на него.

В настоящее время существует множество разновидностей трекболов, которые по функциональному назначению являются производными от мыши и джойстика. Используются трекболы в качестве игровых манипуляторов, а также для удобства работы с различными графическими программами.

Типы интерфейсов у мышей

Мыши, подключаемые к компьютеру при помощи проводов. Достоинство такого подключения – не очень высокая цена. Недостаток – от мыши отходит провод, который иногда мешает работе. Исторически самыми первыми были мыши, для подключения которых использовался СОМ-порт. Позже появились мыши, которые подключались к компьютеру через SP/2-порт. В настоящее время используются наиболее часто. Затем были выпущены мыши, использующие USB-разъем. Так как в настоящее время USB завоевывает все большую и большую популярность, постепенно вытеснения остальные разъемы, то вероятно, что и мыши с USB-разъемами со временем станут более популярны.

Мыши с ИК-интерфейсом. Мыши с инфракрасным интерфейсом используют для обмена информацией с компьютером инфракрасное излучение, для чего в них строен соответствующий источник и приемник. При этом отпадает необходимость в каких-либо проводах, но для нормальной работы мыши требуется, чтобы она находилась в области прямой видимости от компьютера, на расстоянии от него не больше чем 1.5-2 метра.

Беспроводные модели мышей в последнее время становятся все более популярными благодаря как удобству использования, так и, в немалой степени, снижению цен. Впрочем, беспроводная свобода имеет и оборотную сторону: установленный внутри манипулятора элементы питания необходимо периодически подзаряжать или заменять на новое.

Джойстик обычно это стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану монитора. Часто применяется в компьютерных Играх. В некоторых моделях в джойстик монтируется датчик давления. В этом случае, чем сильнее пользователь нажимает на ручку, тем быстрее движется курсор по экрану дисплея.

Сканер предназначен для ввода в компьютер фотографии, рисунка или графических изображений. С помощью сканера можно ввести в компьютер графическое изображение страницы книги с текстом. Компьютер сможет «прочитать» это изображение и преобразовать его в обычный текст. Этот текст впоследствии можно будет отредактировать или отформатировать.

В настоящее время получают распространение цифровые камеры (фотоаппараты и видеокамеры), которые формируют изображения уже в компьютерном формате.

Для ввода звуковой информации используется микрофон, подключенный к входу специальной звуковой платы, установленной на компьютере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: