Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 10-балльной шкале) вероят
ности того, что человек, обладающий свойствами личности А,
обладает и свойствами личности В. В результате усреднения
вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные
показатели представлений о сопряженности черт личности,
составляющих так называемую имплицитную структуру лично
сти, свойственную для всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности.
Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из
которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить
их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 8 шкалам (7-балльным),
представляющим факторы семантического дифференциала, оцен
ки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.