Методика личностного дифференциала. Адаптирована в нии ИМ. В. М. Бехтерева

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее само­сознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были ото­браны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов семанти­ческого дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялось три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.


1. Оценка испытуемыми (по 10-балльной шкале) вероят­
ности того, что человек, обладающий свойствами личности А,
обладает и свойствами личности В. В результате усреднения
вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные
показатели представлений о сопряженности черт личности,
составляющих так называемую имплицитную структуру лично­
сти, свойственную для всей выборки в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности.
Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из
которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить
их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

3. 120 черт личности оценивались по 8 шкалам (7-балльным),
представляющим факторы семантического дифференциала, оцен­
ки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобран­ным чертам личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: