Предпосылки возникновения менеджмента. Периодизация развития теории и практики менеджмента. Исторический опыт организации управления и его роль в развитии теории менеджмента. Эволюция управления.
Становление и развитие управления как науки. Вклад в развитие теории управления и менеджмента
А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля. Рыночный тип хозяйствования и индустриальная революция как экономическая основа менеджмента. Этапы формирования теории менеджмента.
Школы управленческой мысли. Школа «научного управления» (пик развития 1900–1920 гг.) и ее представители: Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт, их работы по совершенствованию труда. Методы изучения движений, хронометража, нормирования труда.
«Классическая», или «административная», школа (пик развития 1920–1950 гг.). Ее представители:
А. Файоль, Л. Урвик и др., их взгляды на эффективность управления организацией в целом. Универсальные принципы управления.
Концепция идеальной бюрократии М. Вебера. Ее характеристика, критика с позиций современных подходов к менеджменту.
|
|
Школа «человеческих отношений» (пик развития 1930–1950 гг.). Основные положения этой школы. Работы М. Фоллетт и Э. Мэйо. Концепция управления
Д. Мак-Грегора: теория «X» и «Y». Основоположник промышленно-индустриальной психологии Ф. Герцберг: выделение подлинных мотиваторов среди факторов, влияющих на трудовую мотивацию. Школа поведенческих наук.
Вклад системного и ситуационного подходов в методологию управления.
Национальные школы управления. Взаимосвязь менталитета и менеджмента. Теория «Z», или японский вариант менеджмента. Основные характеристики этой теории. Базовые концепции японского менеджмента.
Развитие отечественной теории и практики управления. Этапы развития. Период до начала 30-х годов XX в. – формирование первых отечественных школ управления. Их представители – П.М. Керженцев, А.К. Гастев. Период с 30-х до середины 50-х годов XX в. – становление административно-командной системы управления. Укрепление жесткой централизованной структуры управления. Переход к рыночным отношениям на рубеже XX–XXI вв. и перспективы становления российской модели менеджмента.