Рекомендации по подготовке к семинарскому (практическому) занятию

Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – собрание, на котором читаются и обсуждаются доклады по какой-нибудь общей теме. В случае с высшим учебным заведением, доклады готовятся и читаются студентами, а обсуждаются под руководством преподавателя. Семинар является формой практического занятия по истории, поскольку в данном случае необходимо не только проявить знание, но и достичь (в ходе подготовки доклада и последующей работы на занятии) понимания сути исторических событий, явлений, процессов. Подготовка к семинарскому (практическому) занятию должна состоять из нескольких этапов, имеющих целью успешную работу на нем.

1. Прежде всего, необходимо ознакомиться с темой и планом семинарского занятия. Это само по себе даст впечатление о том, на какие именно вопросы из всего многообразия тем Отечественной истории следует обратить внимание. При выборе темы для доклада, надо быть готовым к тому, что дискутировать придется по теме семинара в целом, т. е., по большому счету, готовиться необходимо ко всем его вопросам.

2. Перед тем, как непосредственно приступить к подготовке к работе на занятии, можно обратиться к учебной литературе, чтобы получить общее представление о теме и наметить те ее элементы, которые станут опорными при дальнейшей подготовке. Иными словами, учебная литература даст «сюжет», в рамках которого можно будет выделять основные моменты, коллизии, выдающиеся, сущностные, решающие события, явления, личности.

3. Далее следует этап подбора, обработки и фиксации информации, содержащейся в источниках и литературе (см. 4.1.).

4. Отбор и классификация информации. Из всей массы полученной информации по данной теме следует отобрать ту, которая наилучше отразит суть рассматриваемого вопроса, позволит лаконично, но емко и выразительно изложить необходимые факты и выводы

5. Написание доклада. Доклад на семинаре представляется устно, поэтому следует заботиться не о его постраничном объеме, а о том, сколько времени займет его чтение. оптимальная норма доклада на учебном семинаре – 5–10 минут. При этом в докладе должен быть раскрыт вопрос темы, а также, желательно, дан анализ по приведенным фактам и сделаны выводы.

Непосредственно работа на (семинарском) практическом занятии заключается не только в чтении доклада (сообщения), но и в его обсуждении. К докладчику могут (а в принципе – должны) возникнуть вопросы, тема доклада может (должна) вызвать дискуссию. Допускается чтение нескольких докладов на одну тему, но лишь в том случае, если они основаны на разных источниках, приводят разные факты или содержат различные аргументированные выводы. Дробление темы доклада для распределения между разными студентами нежелательно. Между тем, приветствуется и поощряется сообщение дополнительной информации по теме прочитанного доклада или всего занятия, уточнение озвученных данных. Обсуждение каждого вопроса и темы занятия в целом должно завершаться итоговым выводом, который делают сами студенты.

Помимо этого, на практическом занятии могут применяться такие формы работы со студентами, как опрос (проверка знаний), тестирование, выполнение творческих и индивидуальных заданий и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: