Цезурой называют короткую ритмическую люфтпаузу в середине стиха. Эта пауза разделяет стих на две части, на два полустишия и вносит еще большую организованность в его ритмический характер. Если более четырех стоп в строке, нужна цезура, чтобы держать и подчеркивать ритм. Так, в шестистопном стихе цезура ставится после трех стоп и, подчеркивая соизмеримость двух частей стиха, яснее выявляет ритм его:
И долго буду тем | любезен я народу,
Что чувства добрые | я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век | восславил я свободу....
(А. С. Пушкин).
Эти едва уловимые паузы нужны исполнителю «как воздух» для того, чтобы подготавливать восприятие чрезвычайно важных слов, утверждающих гражданскую позицию поэта.
Возьмем знакомые стихи и прочтем их с цезурами после трех стоп:
Когда, любовию | и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой | коленопреклонённый,
Я на тебя глядел | и думал ты моя, —
Ты знаешь, милая, | желал ли славы я....
Цезуры помогают передать развитие мысли, чувств поэта во второй части стиха. Встает вопрос: а не внесет ли это в исполнение монотонность, механичность? — Наоборот, родится естественная речь. Ведь цезура цезуре рознь: одна может быть короче другой, а третьей может и не быть, а просто изменится тон, тембр, темп произнесения слов. Цезура не обязательно — остановка. Изменение в характере произнесения воспринимается как новый такт речи.
|
|
И в гекзаметре цезура также обязательна, чтобы справиться с длинной строкой. Но там она чаще не постоянна, а подвижна.
В пятистопном стихе цезура обычно ощущается после двух стоп. И в этом тоже действенная тайна стиха. Две стопы и три стопы. Неравные части. А читать надо так, чтобы они были соразмерны. Почему? Да потому, что поэты, выражая мысль, подтекст, действие, ощущают эти остановки и располагают слова по их значимости так, что часть стиха, где меньше стоп, оказывается важнее по смыслу, чем та, в которой три стопы. (28)
Простишь ли мне | ревнивые мечты,
Моей любви | безумное волненье?
Ты мне верна: | зачем же любишь ты
Всегда пугать | мое воображенье?
(А. С. Пушкин).
Поэтому понятна необходимость произносить первые части стихов (состоящие из двух стоп) более протяженно, значительно, чем вторые. Конечно, когда говорим «медленнее», «быстрее» — это все условно. Здесь не может быть математической точности. Важно чувствовать тенденцию, подсказанную закономерностью стиходействия.
Скажем, однако, о том, что Пушкин хоть и писал: «Признаться вам, я в пятистопной строчке люблю цезуру на второй стопе: Иначе стих то в яме, то на кочке...», сам не всегда придерживался этого правила. В пятистопной строчке чаще всего (особенно в современной поэзии, в драматургическом материале, переводной литературе) встречаем подвижную цезуру. Это создает еще большую гибкость стихотворной речи. Но закон исполнения обязателен и в данном случае.
|
|
Вот восемь строк пятистопного ямба из стихотворения А. Прокофьева с подвижной цезурой;
Густая роща | в зареве заката /2 ст. — 3 ст. /
Вечернею водой | отражена /З ст. — 2 ст. /
И кажется | вот-вот на перекатах /2 ст. — 3 ст./
Замрет | неугомонная волна /1 ст. — 4 ст./
Здесь все такое милое | простое /4 ст. — 1 ст. /
Склонилась ива к вербе | как сестра, /З ст. — 2 ст./
В густой траве | цветы заснули стоя. /2 ст. — 3 ст./
Никто их не разбудит | до утра /З ст. — 2 ст./