Для того, чтобы четче уяснить характер деятельности учреждения культуры на современном этапе, необходимо различать понятия «социально-культурная» и «культурно-досуговая» деятельность.
Здесь надо исходить из термина «культурная политика», который употребляется во многих значениях, и чаще всего в общественном сознании происходит подмена культурной политики социальной.
«Культурная политика» - это управление или регулирование развитием сферы культуры. Объектом воздействия этой деятельности являются профессионально организованные учреждения культуры и другие институты.
До сих пор не вполне очевидна возможность и эффективность управления ходом развития культуры, однако попытки такого рода предпринимаются всеми государствами и на всех этапах развития человечества.
«Социальная политика» опирается в своей реализации на различные виды ресурсов общества, в том числе на ресурсы культуры и культурный потенциал общества и человечества. Однако по своим задачам и объектам воздействия она остается социальной политикой.
|
|
До реформирования нашего общества органы культуры занимались именно социальной и экономической политикой средствами культуры.
Предметом культурной политики становятся условия взаимодействия художественных произведений и зрителя, творца и зрителя как соучастника творческого процесса.
Культурная политика имеет свой жизненный цикл, свой выбор составляющих ее видов деятельности, которые реализуются через структуру определенных позиций или позиционеров. Каждый из составляющих элементов субъективной структуры во взаимодействии обусловливает функционирование культурно-политической деятельности.
Культурный политик - совершенно новая фигура в развитии отечественной культуры на современном этапе. Далеко не всякое лицо может действовать в этом качестве, а только тот, кто владеет всеми средствами этой деятельности; разрабатывает культурную доктрину, ценностно-концептуальную программу действий и механизм проведения ее в жизнь, учитывая культурные потребности общества; формирует потенциально-социальную базу; выстраивает кооперативные связи с творцами и культуростроителями. Предварительным условием проведения сформировавшейся культурной политики является проектирование ситуации с целью ее проведения в жизнь.
Целью перспективной культурной политики является не деятельность учреждений культуры по обслуживанию населения, а сама культурная деятельность населения в ее динамике (формирование, институциализация, социализация, ретунизация и т.п.). В этом случае материально-техническая база учреждений культуры должна быть передана в ведение государства (прокат, хранение и т.д.). Финансирование культурной деятельности населения должно идти по уже указанным трем основным каналам: бюджет (целевые дотации), самофинансирование (хозрасчет и т.д.) и меценатство (привлеченные средства, фонды и т.д.). Для этого в помощь Министерству культуры создан Российский творческий союз работников культуры.
|
|
На наш взгляд, можно выделить следующие требования к культурной политике:
- перейти от административного управления культурой к обеспечению культурной деятельности населения (материально-техническая, информационная, научная, финансовая и т.д.);
- поддерживать все формы культурной инициативы населения, создавать условия для работы любительских объединений, клубов по интересам, центров общения и т.д.;
- поддерживать своеобразную культурную деятельность культурных групп, сообществ, способствовать разнообразию культурной активности населения, противостоять нивелирующим тенденциям в культуре;
- поддерживать в культуре гуманистические тенденции, способствовать развитию всех форм культуры, сохранению традиций, культурного наследия и т.д.;
- поощрять развитие в сфере культурного обслуживания таких форм, как самоуправление, хозрасчет, меценатство (в сочетании с общественно-государственными формами культурного обслуживания и финансирования).
В то же время, вопрос формирования культурной политики - весьма сложный, требующий специальной работы самих субъектов культурной политики, в первую очередь, территориальных и региональных сообществ.
Однако развитие культурно-политических систем сдерживается отсутствием в сфере культуры профессионалов управленческой деятельности - менеджеров. Именно культурный политик и есть один из вариантов модели менеджеров в сфере культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимиров Е.А. Сельский культурный комплекс: Формирование и организация работы. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1980.
2. Владимиров Е.А. Централизованная клубная система на селе: Некоторые вопросы организации работы, управленческие документы. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.
4. Загладина С.М. Капиталистическая торговля сегодня. -М.: Экономика, 1981.
5. Золотова Т. Ринг кооператоров // Клуб. - 1989. - №8.
6. Измайлов К.Н. Новые заботы старого клуба. - М.: ВНМЦ, 1991.
7. Каргафов Г.М., Галуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-просветительных учреждениях.-М., 1988.
8. Клюев В.К., Чукаев А.М. Экономическое обеспечение деятельности библиотек. -М.: МГИК, 1991.
9. Кодекс законов о труде Российской Федерации. - М: Мин-во культуры РФ, 1992.
10. Концепция региональной культурной политики. -Тверь, 1990.
11. Комаров Е.Н. Организатор и организаторская деятельность. -М.: Моск. рабочий, 1986.
12. Короленко И.П., Донских Т.А. Семь путей и катастрофа: деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск: Наука, 1990.
13.Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика,
1980. 14. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: Прогресс, 1991.
15. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. - М: МГУКИ, 1998.
16. Лемпа С.В. Проблемы развития рыночного хозяйства. -М.:МГИК,1992.
.17. Месхон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
18. Методические рекомендации по организации деятельности культурно-просветительных учреждений в новых условиях хозяйствования. - М.: Мин-во культуры РСФСР, 1988.
19 Нагибина В.В., Клеппер Е.В., Чарная И.В. Основы экономики культурно-просветительных учреждений: Учебное пособие / МГИК. - М., 1989.
20. Основы предпринимательского дела: Учебник / Под ред. Осипова Ю.М. - М., 1992.
21. Основы экономической теории и практики хозяйствования. - М., 1991.
|
|
22. Основные положения нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы. - М.: Мин-во культуры РСФСР, 1989.
23. Организационно-методические, нормативно-правовые и финансово-хозяйственные основы перестройки культурно-воспитательной работы профсоюзов. - М.: ВЦСПС, 1989.
24. Поляков ВТ. Формула успеха в бизнесе. - Новосибирск, 1993.
25. Правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Информационный пакет нормативных документов и материалов. - М., 1992.
26. Приходько И. Молодому предпринимателю. - М.: Мол. гвардия, 1991.
27. Рынок, коммерция, бизнес. - Вып. 1. (Краткий деловой словарь). -М., 1991.
28. Рынок и бизнес. Структурные аспекты. - М., 1991.
29. Рыночная экономика: Учебник. -М., 1992.
30. Современный менеджмент. Принципы и правила. - М.: Нижний Новгород, 1992.
31. Сборник директивных и нормативных документов по перестройке организационно-хозяйственного механизма клубных учреждений в связи с внедрением в их деятельность платных услуг для населения. - Изд. 3-е. - М.: Мин-во культуры РСФСР, 1987.
32. Сельский культурный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: Труды Научно-исследов. ин-та культуры Министерства культуры РСФСР. - М., 1985. - Вып. 106.
33. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992.