Заключение. Для того, чтобы четче уяснить характер деятельности учреждения культуры на современном этапе, необходимо различать понятия «социально-культурная» и

Для того, чтобы четче уяснить характер деятельности учреждения культуры на современном этапе, необходимо различать понятия «социально-культурная» и «культурно-досуговая» деятельность.

Здесь надо исходить из термина «культурная политика», который употребляется во многих значениях, и чаще всего в общественном сознании происходит подмена культурной политики социальной.

«Культурная политика» - это управление или регулиро­вание развитием сферы культуры. Объектом воздействия этой деятельности являются профессионально организован­ные учреждения культуры и другие институты.

До сих пор не вполне очевидна возможность и эффек­тивность управления ходом развития культуры, однако по­пытки такого рода предпринимаются всеми государствами и на всех этапах развития человечества.

«Социальная политика» опирается в своей реализации на различные виды ресурсов общества, в том числе на ре­сурсы культуры и культурный потенциал общества и чело­вечества. Однако по своим задачам и объектам воздействия она остается социальной политикой.

До реформирования нашего общества органы культуры занимались именно социальной и экономической политикой средствами культуры.

Предметом культурной политики становятся условия взаимодействия художественных произведений и зрителя, творца и зрителя как соучастника творческого процесса.

Культурная политика имеет свой жизненный цикл, свой выбор составляющих ее видов деятельности, которые реа­лизуются через структуру определенных позиций или пози­ционеров. Каждый из составляющих элементов субъектив­ной структуры во взаимодействии обусловливает функцио­нирование культурно-политической деятельности.

Культурный политик - совершенно новая фигура в раз­витии отечественной культуры на современном этапе. Да­леко не всякое лицо может действовать в этом качестве, а только тот, кто владеет всеми средствами этой деятельно­сти; разрабатывает культурную доктрину, ценностно-концептуальную программу действий и механизм проведе­ния ее в жизнь, учитывая культурные потребности общест­ва; формирует потенциально-социальную базу; выстраивает кооперативные связи с творцами и культуростроителями. Предварительным условием проведения сформировавшейся культурной политики является проектирование ситуации с целью ее проведения в жизнь.

Целью перспективной культурной политики является не деятельность учреждений культуры по обслуживанию насе­ления, а сама культурная деятельность населения в ее дина­мике (формирование, институциализация, социализация, ретунизация и т.п.). В этом случае материально-техническая база учреждений культуры должна быть передана в ведение государства (прокат, хранение и т.д.). Финансирование культурной деятельности населения должно идти по уже указанным трем основным каналам: бюджет (целевые дота­ции), самофинансирование (хозрасчет и т.д.) и меценатство (привлеченные средства, фонды и т.д.). Для этого в помощь Министерству культуры создан Российский творческий со­юз работников культуры.

На наш взгляд, можно выделить следующие требования к культурной политике:

- перейти от административного управления культу­рой к обеспечению культурной деятельности населения (материально-техническая, информационная, научная, финансовая и т.д.);

- поддерживать все формы культурной инициативы населения, создавать условия для работы любительских объединений, клубов по интересам, центров общения и т.д.;

- поддерживать своеобразную культурную деятель­ность культурных групп, сообществ, способствовать разнообразию культурной активности населения, про­тивостоять нивелирующим тенденциям в культуре;

- поддерживать в культуре гуманистические тенден­ции, способствовать развитию всех форм культуры, со­хранению традиций, культурного наследия и т.д.;

- поощрять развитие в сфере культурного обслужива­ния таких форм, как самоуправление, хозрасчет, меце­натство (в сочетании с общественно-государственными формами культурного обслуживания и финансирова­ния).

В то же время, вопрос формирования культурной поли­тики - весьма сложный, требующий специальной работы самих субъектов культурной политики, в первую очередь, территориальных и региональных сообществ.

Однако развитие культурно-политических систем сдер­живается отсутствием в сфере культуры профессионалов управленческой деятельности - менеджеров. Именно куль­турный политик и есть один из вариантов модели менедже­ров в сфере культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимиров Е.А. Сельский культурный комплекс: Фор­мирование и организация работы. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1980.

2. Владимиров Е.А. Централизованная клубная система на селе: Некоторые вопросы организации работы, управ­ленческие документы. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.

3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятель­ности. - М.: Профиздат, 2002.

4. Загладина С.М. Капиталистическая торговля сегодня. -М.: Экономика, 1981.

5. Золотова Т. Ринг кооператоров // Клуб. - 1989. - №8.

6. Измайлов К.Н. Новые заботы старого клуба. - М.: ВНМЦ, 1991.

7. Каргафов Г.М., Галуцкий Г.М., Мазун О.В. Развитие платных услуг в культурно-просветительных учрежде­ниях.-М., 1988.

8. Клюев В.К., Чукаев А.М. Экономическое обеспечение деятельности библиотек. -М.: МГИК, 1991.

9. Кодекс законов о труде Российской Федерации. - М: Мин-во культуры РФ, 1992.

10. Концепция региональной культурной политики. -Тверь, 1990.

11. Комаров Е.Н. Организатор и организаторская деятель­ность. -М.: Моск. рабочий, 1986.

12. Короленко И.П., Донских Т.А. Семь путей и катастро­фа: деструктивное поведение в современном мире. - Но­восибирск: Наука, 1990.

13.Котлер Ф. Управление маркетингом. - М.: Экономика,

1980. 14. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: Прогресс, 1991.

15. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. / Под на­уч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. - М: МГУКИ, 1998.

16. Лемпа С.В. Проблемы развития рыночного хозяйства. -М.:МГИК,1992.

.17. Месхон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы ме­неджмента. - М.: Дело, 1992.

18. Методические рекомендации по организации деятель­ности культурно-просветительных учреждений в новых условиях хозяйствования. - М.: Мин-во культуры РСФСР, 1988.

19 Нагибина В.В., Клеппер Е.В., Чарная И.В. Основы эко­номики культурно-просветительных учреждений: Учеб­ное пособие / МГИК. - М., 1989.

20. Основы предпринимательского дела: Учебник / Под ред. Осипова Ю.М. - М., 1992.

21. Основы экономической теории и практики хозяйство­вания. - М., 1991.

22. Основные положения нового хозяйственного механиз­ма в отраслях непроизводственной сферы. - М.: Мин-во культуры РСФСР, 1989.

23. Организационно-методические, нормативно-правовые и финансово-хозяйственные основы перестройки куль­турно-воспитательной работы профсоюзов. - М.: ВЦСПС, 1989.

24. Поляков ВТ. Формула успеха в бизнесе. - Новоси­бирск, 1993.

25. Правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Информационный пакет нор­мативных документов и материалов. - М., 1992.

26. Приходько И. Молодому предпринимателю. - М.: Мол. гвардия, 1991.

27. Рынок, коммерция, бизнес. - Вып. 1. (Краткий деловой словарь). -М., 1991.

28. Рынок и бизнес. Структурные аспекты. - М., 1991.

29. Рыночная экономика: Учебник. -М., 1992.

30. Современный менеджмент. Принципы и правила. - М.: Нижний Новгород, 1992.

31. Сборник директивных и нормативных документов по перестройке организационно-хозяйственного механизма клубных учреждений в связи с внедрением в их деятель­ность платных услуг для населения. - Изд. 3-е. - М.: Мин-во культуры РСФСР, 1987.

32. Сельский культурный комплекс: состояние, проблемы, перспективы: Труды Научно-исследов. ин-та культуры Министерства культуры РСФСР. - М., 1985. - Вып. 106.

33. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менедже­ра (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: