Описание работы

Лабораторная работа № 1 Знакомство с Delphi

К содержанию

Среда программирования Borland Delphi предназначена для быстрой разработки разнообразных программ для операционных систем Windows 95/98/NT. Этот продукт относится к классу так называемых визуальных средств разработки. Delphi позволяет создавать довольно сложные пользовательские интерфейсы, при этом написание программного кода выполняется во многих случаях автоматически, что значительно ускоряет и упрощает процесс разработки.

Основой визуальной разработки программ в Delphi является понятие компонента. Они могут быть визуальными, т.е. видимыми в окне на экране: строка ввода, текстовая метка, кнопка, список, компонента для отображения картинок, таблица и др. Существуют также невизуальные компоненты, т.е. выполняющие какие-то функции, но не имеющие прямого графического представления на экране. Это могут быть компоненты для создания меню, связи с базами данных, таймер и др.

В середине 1999 г. фирмой Inprise Corporation выпущена 5-я версия. Delphi является очень популярной средой визуальной разработки во всем мире (в настоящее время имеется около 3 миллионов зарегистрированных пользователей). Для этой системы существует множество дополнительных библиотек процедур, визуальных компонентов и их число постоянно увеличивается.

Цель работы

Начальное освоение визуальной среды программирования Delphi.

Задачи работы

1. Ознакомление с основными визуальными элементами Delphi - формой и ее свойствами, а также некоторыми часто используемыми компонентами: метками, кнопками, строками ввода.

2. Создание простейшей программы-калькулятора для вычисления суммы и произведения двух чисел.

Описание работы

При работе в среде Delphi создается достаточно большое количество различных файлов. Поэтому перед началом разработки программ рекомендуется создать на диске отдельную папку для каждой лабораторной работы, куда будут сохранятся все файлы проектов. Например, удобно на рабочем диске создать папку с именем Delphi, a внутри нее папки Labl, Lab2 и т.д. для каждой лабораторной работы соответственно (рис. 1).

Итак, вы впервые запустили Delphi. На экране появляется среда разработки, по умолчании состоящая из 4 окон (рис. 2). Самое верхнее окно содержит строку меню, панели инструментов с самыми основными командами и палитру компонентов. Левое окно - Object Inspector (инспектор объектов) - предназначено для изменения различных свойств редактируемых компонентов проекта Delphi. Находящееся в середине пустое окно с регулярной сеточкой точек является первой автоматически созданной формой проекта, на которой можно размещать различные компоненты, определяющие интерфейс разрабатываемого приложения. Находящееся под формой окно текстового редактора позволяет писать код на языке Object Pascal, определяющий функциональность программы.

После запуска Delphi для дальнейшей работы необходимо загрузить какой-либо старый проект через команду меню File|Open Project... для продолжения работы с ним либо воспользоваться созданным по умолчанию новым (кроме того, его всегда можно создать с помощью коман- ды меню File|New Application). Созданный новый проект необходимо сохранить на диске (командой File|Save), например, в нашем случае в каталог...\Delphi\Labl. При сохранении Delphi сначала предложит сохранить модуль с формой под именем Unitl.pas, а проект — как Projectl.dpr. Можно оставить эти имена, но лучше указать свои осмысленные имена, например MainUnit.pas и Labl.dpr. Кстати, задаваемые имена файлов являются идентификаторами языка Object Pascal, поэтому при задании имён можно пользоваться только цифрами, латинскими буквами и символом подчерка «__», при этом первым символом не может быть цифра.

Замечание

Bо время разработки программ регулярно пользуйтесь командой сохранения проекта File|Save All. Это позволит избежать неприятных потерь файлов в результате случайного выключения питания или зависания компьютера.

После того как вы открыли проект или создали новый, можно начинать размещать на форме необходимые компоненты, изменять их параметры и писать в редакторе кода программы.

Для начала попробуйте поменять различные свойства формы в инспекторе объектов на закладке Properties (другая закладка Events будет использована нами позднее для создания обработчиков событий). В первую очередь необходимо указать свойство Name формы. Оно будет использоваться в качестве имени переменной, ссылающейся на объект, представляющий форму в коде программы. Например, установите его значение в MainForm. Теперь измените свойство Caption. Оно устанавливает текст заголовка окна. Так как мы собираемся в данной работе создать калькулятор, то установите значение Caption, например, равным слову «Калькулятор».

Замечание

Не путайте свойства Name и Caption. Свойство Name определяет имя переменной для ссылки в программе на объект, a Caption - текст заголовка визуального компонента.

Каждый компонент имеет множество свойств. Некоторые свойства не требуют особых пояснений. Ясно, например, что свойство Color определяет цвет, Width - ширину, Heigh - высоту, Name - имя и т.д. Назначение многих других свойств не так очевидно. Их детальное описание представлено в электронной документации Delphi.

Замечание

Любая компонента имеет множество свойств. Хотя большинство из них не понадобится для выполнения данной работы, ознакомьтесь с ними. При необходимости пользуйтесь электронной подсказкой Delphi, вызываемой по F1.

Многие свойства являются составными, при этом в инспекторе объектов слева от названия свойства отображается знак «+». Увидеть все подмножество можно, если сделать двойной щелчок на имени этого свойства, что приводит к раскрытию списка подсвойств. Таково, например, свойство Font, определяющее характеристики шрифта и имеющееся у большинства компонентов, работающих с текстом. Дополнительно у свойства Font имеется справа от значения свойства небольшая кнопка с многоточием. Если на ней щелкнуть мышкой, то это приведет к появлению диалогового окна, в котором можно задать такие характеристики шрифта, как его тип, начертание, размер, цвет.

Замечание

Не забывайте, что ваши приложения должны быть похожи на остальные программы Windows. Поэтому не меняйте без особой нужды стандартные значения визуалъных свойств (цвета, шрифты, размеры).

При разработке приложений в среде Windows очень важно создавать такие экранные формы, которые были бы похожи на остальные окна Windows. Это позволит пользователю, привыкшему работать в Windows, легко научиться работать с вашей программой. Поэтому при создании форм желательно не изменять установленные по умолчании значения характеристик стандартных визуальных компонентов, например цвета (например, свойство Color формы), параметры шрифта (свойство Font), не менять без надобности стандартные размеры кнопок, строк ввода и т.д.

При соблюдении всех этих рекомендаций экранные формы созданного вами приложения сами будут менять цвета, шрифты, размеры своих компонентов в зависимости от системных установок, сделанных пользователем централизованно для всех приложений Windows (для этого можно воспользоваться пунктом Дисплей в Панели управления Windows).

Итак, приступим к размещению на форме компонентов, необходимых для работы нашего первого приложения. На рис. 3 показан внешний вид формы во время разработки. Мы видим, что необходимо разместить на форме 5 текстовых меток с надписями «Введите два числа:», «Сумма», «Произведение» и двумя «О», две строки ввода и две кнопки «Вычислить» и «Выход». Для этого надо выбрать на палитре компонентов необходимые элементы, щелкнуть по ним мышкой и затем щелкнуть мышкой в место их расположения на форме. При необходимости компоненты можно будет переместить на новое место и изменить их размер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: