Тема№14 Парламент Республики Беларусь – представительный и законодательный орган Республики Беларусь

Как представительный орган Национальное собрание Республики Беларусь выступает выразителем интересов и воли народа Республики Беларусь, т.е. её граждан. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в Парламент для каждого гражданина в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительная природа Палаты представителей в определенной степени определяется её составом.

Среди её депутатов представители различных национальностей, разных слоев общества, политических и общественных организаций, носители различных идеологических и религиозных взглядов.

Совет Республики является палатой территориального представительства, члены Совета Республики представляют в Парламенте интересы областей и города Минска.

Законодательная функция Парламента Республики Беларусь означает, что Национальное собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы. В этом состоит исключительная возможность Парламента в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Конституционный статус Национального собрания отражает принцип разделения властей, а так же принцип разграничения ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Беларусь.

В отношении с другими структурами власти Национальное собрание выступает как самостоятельный орган государственной власти, осуществляет законодательные функции свойственные Парламентам. Самостоятельность и независимость законодательной власти вытекает из принципа суверенитета народа. Национальное собрание образуется на основе прямого волеизъявления народа, а поэтому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя тесно взаимодействует с ними.

Парламент юридически не подчинен никакому государственному органу.

Весьма значительны взаимоотношения Национального собрания и Президента Республики Беларусь.

Президент участвует в законодательном процессе; подписывает законы; обладает правом вето; назначает 8 членов Совета Республики; может досрочно распустить палаты Парламента, но только в определенных Конституцией случаях; назначает выборы в Национальное собрание; глава государства обладает широкими полномочиями, вместе с тем обязан соблюдать законы, и не имеет право подменять Национальное собрание.

Конституционные положения прямо ориентируют Президента и Национальное собрание на сотрудничество.

Национальное собрание играет значительную роль в отношении Правительства Республики Беларусь. Палата представителей участвует в назначении Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет её, рассматривает вопросы о доверии Правительству и выражает вотум недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Взаимоотношения Парламента и судебной власти проявляется в том, что Совет Республики дает согласие на назначение председателей высших судебных инстанций, судей Верховного суда, избирает 6 судей Конституционного суда.

Суд играет важную роль в обеспечении конституционной законности, Конституционный суд Республики Беларусь вправе объявлять любой закон полностью или частично неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу.

Национальное собрание, принимая законы обязательные для остальных ветвей власти, в том числе для Президента не должно само их нарушать. Государственные органы и должностные лиц не находящиеся в прямом подчинении законодательного органа, но обязаны исполнять принятый им закон. Правовой статус Национального собрания Республики Беларусь определяется Конституцией и Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 года №370-3 «О Национальном собрании».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: