В конце 1941 года директива LDv 521/2 ввела новый вид опознавательных знаков для немецких самолетов. Кресты на верхней поверхности крыла стали как бы прозрачными. У них удалили черную «сердцевину», оставив только белые утолки по контуру. Кресты на фюзеляже изменили свой цвет с черного на серый. На нижней поверхности крыла кресты остались прежними черно-белы- ми. Надо заметить еще, что все кресты — верхние, боковые и нижние — «потеряли» тонкую черную обводку белых уголков. На практике все оказалось сложнее. Фотографии говорят о том, что в боевых частях люфтваффе середину фюзеляжных крестов, по-видимому, продолжали закрашивать более темным цветом: черным или черно-зеленым. Также поступали и с верхними крестами на крыле.
Впрочем, опознавательные знаки на немецкие самолеты наносились еще во время сборки на заводах. Окраска производилась по отработанной технологии, которую невозможно было изменить в одночасье. Поэтому новшества директивы LDv 521/2 проявились на самолетах люфтваффе не сразу. На ранних «мессершмиттах» Bf 109F редко можно заметить новые опознавательные знаки, гораздо чаще встречаются кресты прежнего вида. И только к 1943 году уже на «мессершмиттах» Bf 109G стали чаще встречаться новые «прозрачные» и серые кресты. Напротив, на «фокке-вульфах» Fw 190А, серийный выпуск которых начался весной 1941 года, новые опознавательные знаки стали широко применяться уже начиная с 1942года.
|
|
На бомбардировщиках и других многомоторных самолетах люфтваффе новые опознавательные знаки распространились только в 1944 году, а до этого времени встречались лишь изредка/эпизодически.
В конце войны, в 1944 — 1945 годах «прозрачные» кресты, состоящие только из уголков обводки, стали наносить не только на верхнюю поверхность крыла, но и по бокам фюзеляжа. При этом на светлом фоне уголки крестов иногда закрашивались не белым, а черным цветом. Иногда таким же образом, только белым или черным контуром без окраски в середине, стали изображать и свастику. Впрочем, внутренняя площадь фюзеляжного креста часто закрашивалась одним из темных оттенков камуфляжа, например RLM 70, 81 или 82.
На светлой (RLM 76) боковой поверхности «прозрачный» крест иногда наносили черной краской, как на этом Fw 190D-9 из II/JG 6. Май 1945 года
На этих двух фотографиях, сделанных в 1942 году во Франции, запечатлены истребители из JG 2. Слева на боку Fw 190 из 7-й эскадрильи виден обычный черный крест. Тогда как справа, на боку Fw 190 из 8-й эскадрильи красуется «прозрачный» крест, закрашенный внутри серым (RLM 74/75) камуфляжным цветом
Станки по дереву своими руками очень экономичные и долговечные.