Уже в самом начале Второй мировой войны немцы использовали на своих самолетах различные знаки быстрого определения. Например, в 1940 году во время французской кампании и позже в ходе Битвы за Англию немецкие летчики-истребители нередко закрашивали носовую часть, руль поворота или законцовки крыла своих самолетов в желтый, белый и другие цвета. Но все это было еще случайно и бессистемно.
Bf 1100-3 из III/ZG 26 с белыми «носами» (ближний и дальний). На самолетах используется «серый» камуфляж из оттенков RLM 74/75/76 с высоко поднятой границей разделения нижнего и верхних цветов. Норвегия, 1940 год
Весна 1941 года. Do 17Z над Афинским Акрополем. У немецких самолетов, участвовавших в Балканской кампании желтым цветом были закрашены капоты двигателей, рули поворота и законцовки крыла снизу
Упорядоченность и однообразие в знаки быстрого определения впервые было внесено во время Балканской кампании 1941 года, когда все самолеты, участвовавшие в ней получили обязательную желтую (RLM 04) окраску определенного элемента конструкции.
Так у одномоторных истребителей и бомбардировщиков Ju 87 желтым цветом закрашивалась носовая часть и руль поворота. У двухмоторных бомбардировщиков и истребите лей Bf 110 желтыми были капоты двигателей, законцовки крыла снизу и рули поворота. Чуть позже эти желтые элементы станут отличительной чертой немецких самолетов на советско-германском фронте, с той лишь разницей, что на Востоке вместо желтых рулей поворота будут введены желтые полосы на хвостовой части фюзеляжа сразу за крестом, а «наглая» желтая окраска «носов» быстро выйдет из моды или сократится до минимальных размеров. Самолеты, воевавшие на Балканах, вскоре оказались не только на Восточном фронте, но и в Северной Африке. Здесь они получали белые знаки быстрого определения: белую полосу в хвостовой части, белые законцовки крыльев, а также белые «носы». В феврале 1944 года был сформирован воздушный флот «Reich», в задачу которого входила противовоздушная оборона Германии. В течение года была разработана и внедрена система цветных полос, которые наносились на хвостовую часть истребителей. Это были так называемые «полосы защиты Рейха» — Reichsverteididung Band, которые обозначали принадлежность самолета к той или иной авиачасти.
На поверхности зимнего камуфляжа очень быстро возникали темные пятна и потертости. Этот Hs 126 был полностью закрашен легко смываемой белой краской
Вид и расположение «полос защиты Рейха»