Государственное регулирование инновационных процессов в России

Государственное регулирование экономики и инновационных про­цессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных усло­вий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений — за­щита свободы личности, собственности и предпринимательства.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохране­ния и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

1) реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, фи­нансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направ­лениях науки и техники;

2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов, науки, являющихся федеральной собственностью и не использу­емых по назначению;

3) разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельно­сти, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

4) совершенствование механизмов системы привлечения банков­ского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

5) разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и мине­рального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энер­гетический комплекс;

6) создание в финансово-промышленных группах наряду с систе­мой консолидации финансовых и производственных потенциа­лов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;

7) формирование института разработчиков и управляющих инно­вационными проектами из числа научно-технических работни­ков, ученых и специалистов;

8) образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-техничес­кой сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым ка­питалом для помощи прорывным проектам;

9) формирование системы целевого использования средств аморти­зационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов ра­бот, освоением инноваций, патентованием новых решений, при­обретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и безпатентных лицензий;

10) разработка предложений об изменении налогового законодатель­ства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности. Инструментами государственного регулирования должны стать:

* социально-экономические и научно-технические прогнозы госу­дарственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

* государственно-административные, общеэкономические и ры­ночные регуляторы;

* федеральные и региональные программы, балансы и модели оп­тимизации экономических процессов;

* государственные заказы и современные контрактные системы;

* индикативные механизмы и регуляторы деятельности государ­ственных предприятий и организаций и других форм собствен­ности;

* механизм интеграции регуляторов и структур.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:

1) аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2) координация инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, стра­хование инновационных рисков, введение государственных санк­ций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, особенно си­стемы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллек­туальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в от­раслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инно­ваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование инновационных процессов;

11) регулирование международных аспектов инновационных про­цессов.


«Финансовый менеджмент»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: