мозга, руководимом В.М. Бехтеревым, в 1919 г. были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп и др. В 1920 г. создан Центральный институт труда, затем организованы Лаборатория промышленной психотехники НКТ, Всеукраинский институт труда, Казанский институт НОТ, Институт охраны труда. В последуюшие годы формируются разнообразные исследовательские коллективы по изучению конкретных видов труда: Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, Психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте и на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде и др.
В начале 1921 г. в Москве собирается I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В.М. Бехтерев и В.Н. Мясишев предложили начать комплексную разработку психологических, физиологических, медицинских аспектов организации труда. Начал выходить журнал «Организация труда». Этот период истории развития психологии профессиональной деятельности неразрывно связан с именами таких видных ученых, как А.П. Нечаев, С.Е. Минц, И.Н. Шпильрейн, С.Г Геллерштейн, Н.Д. Левитов, А. К. Гастев и др.
|
|
Дальнейшее развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности шло в рамках направления, получившего название «психотехника». Термин «психотехника» был предложен в 1903 г, немецким психологом В. Штерном. Наиболее подробно задачи и методы психотехники как прикладной психологии описал Г. Мюнстерберг в книгах «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Он разработал систему тестов для профотбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, а также обосновал принципы и методы профессиографии.
В последующих исследованиях, проведенных в США, Германии, СССР, было предложено изучение профессионально важных качеств водителей городского и железнодорожного транспорта, влияния на безопасность движения стажа работы, возраста, состояния здоровья, а также разработка методических приемов их оценки в
целях профессионального отбора.
Наиболее интенсивно проводилось изучение вопросов безопасности летного труда. Одними из первых в этой области были работы английского врача В. Андерсена и немецкого психолога О. Зельца. Они разработали метод расследования причин летных происшествий, основанный на изучении докладов их участников и очевидцев, Главный акцент в этих расследованиях делался на установлении связи происшествия с личностными качествами пилотов, в частности на выявлении тех качеств, которые непосредственно связаны с происшествием.
|
|
Индивидуальную склонность к авариям следует рассматривать с учетом исторической точки зрения на данную проблему в связи с модными в психологии в первые десятилетия нашего века стремлениями к использованию дифференциально-психологических методов и психодиагностики в психологии вообще. О. Зельц обратил внимание на постоянно высокий процент лич-ностно обусловленных аварий. Оставалось проверить, не являются ли аварии причиной ошибочных действий определенных людей.
В работе К. Марбе (1926) получила отражение крайняя точка зрения на роль личного фактора в аварийности. Корень неудач и ошибочных действий он видел в том, что некоторые люди оказываются предрасположенными к инертным формам поведения и трудно приспосабливаются к неожиданно изменившейся обстановке. Так возникла идея фатальных неудачников, предрасположенных к аварии, В 1928 г. Рипп предложил ввести понятие «аварийная личность» для характеристики летчиков, неоднократно допускавших ошибки в полете. Исследователи разработали специальные описания типов личности, неизбежно склонных к аварии, предприняли попытку связать склонность к авариям с образом поведения человека, с укладом его жизни.
Типу «аварийщиков» противопоставляется тип «надежного» человека. Оба типа понимаются как полюсы комплексного закрепления признака «склонности» к аварии. Согласно этой концепции, цель исследования аварий должна заключаться в отработке методики, позволяющей сделать
7.5. Психология профессиональной деятельности
отбор людей, подверженных авариям, и таким образом предотвратить их. Эта концепция постулирует также ряд других положений: «...!) существование «склонности» к ошибочным действиям впоследствии приводит к авариям; 2) сущность этой «склонности» следует рассматривать как предрасположенность; 3) практические действия по предупреждению аварий заключаются в предотвращении ошибок преимущественно не за счет эффективной техники безопасности, а за счет повышения требований к предпосылкам человеческих возможностей» |56, с. 304].
В последующих исследованиях получили развитие положения о влиянии индивидуально-психологических и, в частности, конституциональных особенностей человека на успешность освоения летной деятельности и обеспечение ее надежности. Однако концепция о врожденной предрасположенности к авариям не получила подтверждения.
Уже первый опыт применения авиации в военных целях (итало-турецкая война 1911-1912 гг.) выявил наличие взаимосвязи летных происшествий с индивидуально-психологическими особенностями летчика, что полностью подтвердилось в период первой мировой войны. Это обстоятельство в нашей литературе было отмечено С.Е. Минцем (1920). Установление указанной взаимосвязи явилось весьма прогнос-тичным в отношении последующей значимости «психологического компонента» в формировании авариалогии.
В 20-30-е гг. значительное внимание в исследованиях уделялось проблемам согласования рабочего места с психологическими и физиологическими возможностями человека, совершенствованию методов психологического отбора, регламентации трудовой деятельности, а также теории и методам изучения роли индивидуальных особенностей человека в обеспечении безопасности труда, анализу причин ошибочных действий. Значительный вклад в решение перечисленных проблем внесли Н.В. Зимкин, Н.А. Эпле, С.Г. Геллерш-тейн, К.К. Платонов.
В работах известного авиационного психолога С. Г. Геллерштейнабыла обоснована концепция роли личного фактора в
причинах аварийности, дана классификация методов изучения летного происшествия. В отличие от зарубежных специалистов в области авиационной медицины и психологии, которые понятие «личный фактор» отождествляли либо с отклонениями в нервно-психической сфере летчика, либо с фатальной предрасположенностью некоторых лиц к авариям вообще, по определению Геллерштейна личный фактор охватывает сферу эмоциональных и волевых качеств, черты характера и темперамента, задатки и способности, склонности и интересы, общую и социальную подготовку, состояние здоровья. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах К.К. Платонова, А.Г. Шишова, A.M. Пи-ковекого.
|
|
В 1939-1945 гг. обширные исследования по психологии обучения пилотов проведены К.К. Платоновым. В последующие годы в сфере его научных интересов были проблемы профессиональных способностей и психологического отбора, конструирования и использования пилотажных тренажеров, регламентации деятельности авиационных специалистов, психологического анализа аварийности и многие другие. Результаты исследований обобщены им в ряде монографий: «Человек в полете» (1957); «Психология летного труда» (I960); «Вопросы психологии труда» (1970) и др. В 1957 г. в Институте общей и педагогической психологии создана лаборатория индустриальной психологии (руководитель — проф. Д.А. Ошанин) и проведена первая конференция по психологии труда. Систематические исследования в СССР в области инженерной психологии начаты в 1959 г., когда в Ленинградском государственном университете Б.Ф. Ломовым была создана первая кафедра и лаборатория инженерной психологии. С 1964 г. под его руководством регулярно проводились Всесоюзные конференции по инженерной психологии.
В I960 г. по инициативе Б.Ф. Ломова организована группа инженерной психологии в ЦНИИ комплексной автоматизации (г. Москва), Д.Ю. Пановым и В.Д. Не-былицыным на базе Института общей и педагогической психологии АПН СССР создана лаборатория инженерной психо-
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
логии, а в 1961 г. — кафедра и лаборатория инженерной психологии в МГУ (руководитель — проф. В. П. Зинненко). В 1963 г. аналогичная лаборатория появилась в составе ВНИИ технической эстетики (руководитель — проф. В.Ф. Венда).
|
|
Значительная активизация исследований, проводимых в различных аспектах проблемы психологии профессиональной деятельности, связана с открытием факультетов психологии при Московском, Ленинградском, Ярославском, Саратовском и других университетах и созданием кафедр и лабораторий психологии труда, инженерной психологии, эргономики и других смежных направлений. Начиная со II Всесоюзного съезда Общества психологов и на всех последующих научных форумах работали специальные секции и симпозиумы по различным проблемам и направлениям психологии профессиональной деятельности.
В Академии наук СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и системам управления в начале 60-х гг. в Институте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики АН УССР. С момента создания в 1971 г. Института психологии АН СССР в нем была организована лаборатория психологии труда, а в 1973 г. по инициативе Б,Ф. Ломова и В.Ф. Руба-хина открыта лаборатория инженерной психологии.
7.5.3. Современное состояние исследований
Направления исследований
Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе (60-90-е гг.) развития данной отрасли психологии осуществлялись в четырех основных направлениях.
В психофизиологических эксперимен-тах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспечении работоспособности. Исследовались процессы психической регуляции деятельности, функциональные состояния человека, ме-
тоды их контроля и управления, зависимость работоспособности от уровня функциональных резервов, значение влияния индивидуально-психологических различий на эффективность и качество деятельности, механизмы адаптации к условиям деятельности.
Системотехническое направление_было связажГс^йзучением инженерно-психоло-гических вопросов построения систем «человек—машина». Сюда входило инженерно-психологическое обоснование построения систем, разработка принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологических особенностей обеспечения надежности, создание методов инженерно-психологической экспертизы элементов системы, исследование эффективности деятельности при автоматизации управления, решение задач распределения функций между оператором и автоматикой, исследование влияния особенностей компоновки оборудования на обеспечение надежной работы системы, разработка методов и показателей качественной и количественной оценки надежности и многое другое.
Эксплуатационное направленной сел е-довании заключалось в проведении практического анализа нарушений надежности систем управления (их происхождения, проявления и последствий) и решении задач оптимизации режимов и форм организации труда, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по технической документации, методам и организации контроля за функциональным состоянием операторов и т. д,
К педагогическому направлению^ относились" ргШотьГ по созданию системы психологического отбора специалистов и комплектования рабочих групп, а также принципов, форм и методов подготовки, анализу алгоритмических основ учебной подготовки, оптимизации потоков учебной информации, разработке математических моделей обучения и тренировки, критериев уровня подготовленности, обоснованию требований к адаптивным тренажерам на базе широкого применения ЭВМ.
В этот период была разработана теоретико-методологическая основа исследований проблемы профессиональной дея-
7.5. Психология профессиональной деятельности
тельности человека, которая включает: антропоцентрический подход к анализу и оптимизации систем «человек-машина» (Б.Ф. Ломов, 1966); системный подход к решению инженерно-психологических проблем (Б.Ф.Ломов, 1975); эргономические основы проектирования и эксплуатации техники (В.П. Зинченко, 1974); принцип «включения» оператора (А.А. Крылов. 1972); структурно-эвристическую концепцию послойной переработки информации оператором (В.Ф. Рубахин, 1974); функционально-алгоритмический подход к анализу деятельности {Г.М. Зараковский, 1966); структурно-психологическую концепцию анализа и многоуровневой взаимной адаптации человека и машины (В.Ф. Венда, 1975); концепцию генезиса психологической системы деятельности (В.Д. Шадри-ков, 1982); структурно-алгоритмический подход к анализу и проектированию деятельности (Г.В. Суходольский, 1976); концепцию идеализированных структур деятельности (А.И.Галактионов, 1978); обобщенный структурный метод (А.И. Губин-ский, 1966); концепцию психологической структуры совмещенной деятельности и структурно-динамический подход к профессиональному отбору операторов (В.А. Бодров, 1981, 1984); концепцию учета «человеческого фактора» при создании техники (В.А. Пономаренко, Н.Д. Завалова, 1975); принцип активного оператора и концепцию психического образа (Н.Д, Зава-лова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, 1971, 1986).
Методы исследований
Изменения характера деятельности человека в условиях технического прогресса потребовало развитие способов и методов изучения и описания трудового процесса. В 60-е гг. начались активные поиски единого языка описания и анализа.отдельных элементов человеко-машинных комплексов и всей системы в целом. Совершенствуются и внедряются в практику психологических экспериментов алгоритмические и расчетно-информаиионные методы. Определенный, заранее заданный алгоритм предполагается на уровне либо отдельных
операций (ГМ. Зараковский, А.И. Галактионов), либо блочной структуры деятельности (А.И. Губинский), либо передаточных функций человека-оператора (А.П.Чернышев, В. Г Зазыкин, В.А. Денисов). Делается акцент на оценке жесткой обусловленности, четкой предсказуемости поведения человека в системах управления.
Важное достоинство этих методов — описание взаимодействия человека и техники на едином языке. Однако языки алгоритмических, стохастических и разнообразных динамических моделей подчеркивали в основном общность между поведением человека и функционированием машины, специфика же человека как особого активного звена системы при этом выявлялась недостаточно.
Получившие преимущественное развитие в психологии 50— 60-х гг. качественные методы анализа деятельности были направлены на поиски специфических черт в поведении человека, отличающих его от функционирующей машины. Основное внимание уделялось процессам целеобра-зования, мотивации, эмоционально- волевым аспектам, психическим состояниям. На этом пути между субъектом, с одной стороны, средствами и процессом деятельности — с другой, усугублялся разрыв их взаимосвязи.
Выход из этой кризисной ситуации был найден на основе развития и применения системного подхода в психологии^Оистем-I ная методология, предложенная Б.Ф. Ло-' мовым, предполагает выделение и исследование системообразующих факторов взаимодействия субъекта со средствами деятельности, отражающих соответствующие изучаемые ее структуры, влияние на них совокупности внутренних и внешних условий. Выявление мно^^тгдукхур-ности деятельноёти, нееводимо.сть ее ни к одной й» схеме, в том числе и схеме
«операции—действие— деятельность», стало одним из важнейших теоретических результатов применения системного подхода к психологическим исследованиям.
Переход от внешних (технических) к внутренним (психологическим) факторам сложности деятельности позволил отбирать ограниченное число действительно релевантных факторов, системно отражаю-