Основные отрасли психологии. Мозга, руководимом В. М. Бехтеревым, в 1919 г



мозга, руководимом В.М. Бехтеревым, в 1919 г. были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профес­сиональных групп и др. В 1920 г. создан Центральный институт труда, затем орга­низованы Лаборатория промышленной психотехники НКТ, Всеукраинский инсти­тут труда, Казанский институт НОТ, Ин­ститут охраны труда. В последуюшие годы формируются разнообразные исследова­тельские коллективы по изучению кон­кретных видов труда: Центральная психо­физиологическая лаборатория ГВФ, Психо­физиологическая лаборатория на железно­дорожном транспорте и на автомобильном заводе в Нижнем Новгороде и др.

В начале 1921 г. в Москве собирается I Всероссийская инициативная конферен­ция по научной организации труда и про­изводства. В.М. Бехтерев и В.Н. Мясишев предложили начать комплексную разра­ботку психологических, физиологических, медицинских аспектов организации труда. Начал выходить журнал «Организация труда». Этот период истории развития пси­хологии профессиональной деятельности неразрывно связан с именами таких вид­ных ученых, как А.П. Нечаев, С.Е. Минц, И.Н. Шпильрейн, С.Г Геллерштейн, Н.Д. Ле­витов, А. К. Гастев и др.

Дальнейшее развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности шло в рамках направления, получившего название «психотехника». Термин «психотехника» был предложен в 1903 г, немецким психологом В. Штерном. Наиболее подробно задачи и методы пси­хотехники как прикладной психологии описал Г. Мюнстерберг в книгах «Психо­логия и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Он разработал систему тестов для профот­бора телефонистов, вагоновожатых, мор­ских штурманов, а также обосновал прин­ципы и методы профессиографии.

В последующих исследованиях, прове­денных в США, Германии, СССР, было предложено изучение профессионально важных качеств водителей городского и железнодорожного транспорта, влияния на безопасность движения стажа работы, воз­раста, состояния здоровья, а также разра­ботка методических приемов их оценки в


целях профессионального отбора.

Наиболее интенсивно проводилось изу­чение вопросов безопасности летного труда. Одними из первых в этой области были работы английского врача В. Андерсена и немецкого психолога О. Зельца. Они раз­работали метод расследования причин летных происшествий, основанный на изучении докладов их участников и оче­видцев, Главный акцент в этих рассле­дованиях делался на установлении связи происшествия с личностными качествами пилотов, в частности на выявлении тех качеств, которые непосредственно связаны с происшествием.

Индивидуальную склонность к авариям следует рассматривать с учетом историчес­кой точки зрения на данную проблему в связи с модными в психологии в первые десятилетия нашего века стремлениями к использованию дифференциально-психо­логических методов и психодиагностики в психологии вообще. О. Зельц обратил вни­мание на постоянно высокий процент лич-ностно обусловленных аварий. Оставалось проверить, не являются ли аварии причи­ной ошибочных действий определенных людей.

В работе К. Марбе (1926) получила от­ражение крайняя точка зрения на роль личного фактора в аварийности. Корень неудач и ошибочных действий он видел в том, что некоторые люди оказываются предрасположенными к инертным формам поведения и трудно приспосабливаются к неожиданно изменившейся обстановке. Так возникла идея фатальных неудачни­ков, предрасположенных к аварии, В 1928 г. Рипп предложил ввести понятие «аварий­ная личность» для характеристики летчиков, неоднократно допускавших ошибки в полете. Исследователи разработали специаль­ные описания типов личности, неизбежно склонных к аварии, предприняли попытку связать склонность к авариям с образом поведения человека, с укладом его жизни.

Типу «аварийщиков» противопоставля­ется тип «надежного» человека. Оба типа понимаются как полюсы комплексного закрепления признака «склонности» к ава­рии. Согласно этой концепции, цель ис­следования аварий должна заключаться в отработке методики, позволяющей сделать


 

7.5. Психология профессиональной деятельности



отбор людей, подверженных авариям, и таким образом предотвратить их. Эта кон­цепция постулирует также ряд других по­ложений: «...!) существование «склонности» к ошибочным действиям впоследствии приводит к авариям; 2) сущность этой «склонности» следует рассматривать как предрасположенность; 3) практические действия по предупреждению аварий за­ключаются в предотвращении ошибок преимущественно не за счет эффективной техники безопасности, а за счет повышения требований к предпосылкам человеческих возможностей» |56, с. 304].

В последующих исследованиях получили развитие положения о влиянии индивиду­ально-психологических и, в частности, конституциональных особенностей чело­века на успешность освоения летной де­ятельности и обеспечение ее надежности. Однако концепция о врожденной предрас­положенности к авариям не получила под­тверждения.

Уже первый опыт применения авиации в военных целях (итало-турецкая война 1911-1912 гг.) выявил наличие взаимосвязи летных происшествий с индивидуально-психологическими особенностями летчика, что полностью подтвердилось в период первой мировой войны. Это обстоятель­ство в нашей литературе было отмечено С.Е. Минцем (1920). Установление указан­ной взаимосвязи явилось весьма прогнос-тичным в отношении последующей зна­чимости «психологического компонента» в формировании авариалогии.

В 20-30-е гг. значительное внимание в исследованиях уделялось проблемам со­гласования рабочего места с психологичес­кими и физиологическими возможностями человека, совершенствованию методов психологического отбора, регламентации трудовой деятельности, а также теории и методам изучения роли индивидуальных особенностей человека в обеспечении бе­зопасности труда, анализу причин оши­бочных действий. Значительный вклад в решение перечисленных проблем внесли Н.В. Зимкин, Н.А. Эпле, С.Г. Геллерш-тейн, К.К. Платонов.

В работах известного авиационного психолога С. Г. Геллерштейнабыла обосно­вана концепция роли личного фактора в


причинах аварийности, дана классифика­ция методов изучения летного происше­ствия. В отличие от зарубежных специа­листов в области авиационной медицины и психологии, которые понятие «личный фактор» отождествляли либо с отклоне­ниями в нервно-психической сфере лет­чика, либо с фатальной предрасположен­ностью некоторых лиц к авариям вообще, по определению Геллерштейна личный фактор охватывает сферу эмоциональных и волевых качеств, черты характера и тем­перамента, задатки и способности, склон­ности и интересы, общую и социальную подготовку, состояние здоровья. В дальней­шем его идеи получили развитие в работах К.К. Платонова, А.Г. Шишова, A.M. Пи-ковекого.

В 1939-1945 гг. обширные исследова­ния по психологии обучения пилотов про­ведены К.К. Платоновым. В последующие годы в сфере его научных интересов были проблемы профессиональных способностей и психологического отбора, конструиро­вания и использования пилотажных тре­нажеров, регламентации деятельности авиационных специалистов, психологи­ческого анализа аварийности и многие другие. Результаты исследований обобщены им в ряде монографий: «Человек в полете» (1957); «Психология летного труда» (I960); «Вопросы психологии труда» (1970) и др. В 1957 г. в Институте общей и педа­гогической психологии создана лаборато­рия индустриальной психологии (руково­дитель — проф. Д.А. Ошанин) и прове­дена первая конференция по психологии труда. Систематические исследования в СССР в области инженерной психологии начаты в 1959 г., когда в Ленинградском государственном университете Б.Ф. Ломо­вым была создана первая кафедра и лабо­ратория инженерной психологии. С 1964 г. под его руководством регулярно проводи­лись Всесоюзные конференции по инже­нерной психологии.

В I960 г. по инициативе Б.Ф. Ломова организована группа инженерной психо­логии в ЦНИИ комплексной автоматиза­ции (г. Москва), Д.Ю. Пановым и В.Д. Не-былицыным на базе Института общей и педагогической психологии АПН СССР создана лаборатория инженерной психо-


 

7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ



логии, а в 1961 г. — кафедра и лаборато­рия инженерной психологии в МГУ (руководительпроф. В. П. Зинненко). В 1963 г. аналогичная лаборатория появи­лась в составе ВНИИ технической эстетики (руководительпроф. В.Ф. Венда).

Значительная активизация исследова­ний, проводимых в различных аспектах проблемы психологии профессиональной деятельности, связана с открытием фа­культетов психологии при Московском, Ленинградском, Ярославском, Саратов­ском и других университетах и созданием кафедр и лабораторий психологии труда, инженерной психологии, эргономики и других смежных направлений. Начиная со II Всесоюзного съезда Общества психо­логов и на всех последующих научных форумах работали специальные секции и симпозиумы по различным проблемам и направлениям психологии профессио­нальной деятельности.

В Академии наук СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и системам управления в начале 60-х гг. в Институте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики АН УССР. С мо­мента создания в 1971 г. Института психо­логии АН СССР в нем была организована лаборатория психологии труда, а в 1973 г. по инициативе Б,Ф. Ломова и В.Ф. Руба-хина открыта лаборатория инженерной психологии.

7.5.3. Современное состояние исследований

Направления исследований

Исследования психологических про­блем профессиональной деятельности че­ловека на современном этапе (60-90-е гг.) развития данной отрасли психологии осуществлялись в четырех основных на­правлениях.

В психофизиологических эксперимен-тах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспечении рабо­тоспособности. Исследовались процессы психической регуляции деятельности, функциональные состояния человека, ме-


тоды их контроля и управления, зависи­мость работоспособности от уровня функ­циональных резервов, значение влияния индивидуально-психологических различий на эффективность и качество деятельности, механизмы адаптации к условиям деятель­ности.

Системотехническое направление_было связажГс^йзучением инженерно-психоло-гических вопросов построения систем «человек—машина». Сюда входило инже­нерно-психологическое обоснование пост­роения систем, разработка принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологических особенностей обеспечения надежности, создание мето­дов инженерно-психологической экспер­тизы элементов системы, исследование эффективности деятельности при автома­тизации управления, решение задач рас­пределения функций между оператором и автоматикой, исследование влияния осо­бенностей компоновки оборудования на обеспечение надежной работы системы, разработка методов и показателей качест­венной и количественной оценки надеж­ности и многое другое.

Эксплуатационное направленной сел е-довании заключалось в проведении прак­тического анализа нарушений надежности систем управления (их происхождения, проявления и последствий) и решении задач оптимизации режимов и форм орга­низации труда, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по технической документации, методам и организации контроля за функциональ­ным состоянием операторов и т. д,

К педагогическому направлению^ от­носились" ргШотьГ по созданию системы психологического отбора специалистов и комплектования рабочих групп, а также принципов, форм и методов подготовки, анализу алгоритмических основ учебной подготовки, оптимизации потоков учебной информации, разработке математических моделей обучения и тренировки, критериев уровня подготовленности, обоснованию требований к адаптивным тренажерам на базе широкого применения ЭВМ.

В этот период была разработана теоре­тико-методологическая основа исследо­ваний проблемы профессиональной дея-


 

7.5. Психология профессиональной деятельности



тельности человека, которая включает: антропоцентрический подход к анализу и оптимизации систем «человек-машина» (Б.Ф. Ломов, 1966); системный подход к решению инженерно-психологических проблем (Б.Ф.Ломов, 1975); эргономи­ческие основы проектирования и эксплуа­тации техники (В.П. Зинченко, 1974); прин­цип «включения» оператора (А.А. Крылов. 1972); структурно-эвристическую концеп­цию послойной переработки информации оператором (В.Ф. Рубахин, 1974); функци­онально-алгоритмический подход к анали­зу деятельности {Г.М. Зараковский, 1966); структурно-психологическую концепцию анализа и многоуровневой взаимной адап­тации человека и машины (В.Ф. Венда, 1975); концепцию генезиса психологичес­кой системы деятельности (В.Д. Шадри-ков, 1982); структурно-алгоритмический подход к анализу и проектированию дея­тельности (Г.В. Суходольский, 1976); кон­цепцию идеализированных структур дея­тельности (А.И.Галактионов, 1978); обоб­щенный структурный метод (А.И. Губин-ский, 1966); концепцию психологической структуры совмещенной деятельности и структурно-динамический подход к про­фессиональному отбору операторов (В.А. Бодров, 1981, 1984); концепцию учета «человеческого фактора» при создании техники (В.А. Пономаренко, Н.Д. Завалова, 1975); принцип активного оператора и кон­цепцию психического образа (Н.Д, Зава-лова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, 1971, 1986).

Методы исследований

Изменения характера деятельности че­ловека в условиях технического прогресса потребовало развитие способов и методов изучения и описания трудового процесса. В 60-е гг. начались активные поиски еди­ного языка описания и анализа.отдельных элементов человеко-машинных комплексов и всей системы в целом. Совершенству­ются и внедряются в практику психологи­ческих экспериментов алгоритмические и расчетно-информаиионные методы. Опре­деленный, заранее заданный алгоритм предполагается на уровне либо отдельных


операций (ГМ. Зараковский, А.И. Галак­тионов), либо блочной структуры деятель­ности (А.И. Губинский), либо передаточных функций человека-оператора (А.П.Чер­нышев, В. Г Зазыкин, В.А. Денисов). Дела­ется акцент на оценке жесткой обуслов­ленности, четкой предсказуемости поведения человека в системах управления.

Важное достоинство этих методов — описание взаимодействия человека и тех­ники на едином языке. Однако языки алгоритмических, стохастических и разно­образных динамических моделей подчер­кивали в основном общность между пове­дением человека и функционированием машины, специфика же человека как осо­бого активного звена системы при этом выявлялась недостаточно.

Получившие преимущественное разви­тие в психологии 50— 60-х гг. качественные методы анализа деятельности были на­правлены на поиски специфических черт в поведении человека, отличающих его от функционирующей машины. Основное внимание уделялось процессам целеобра-зования, мотивации, эмоционально- воле­вым аспектам, психическим состояниям. На этом пути между субъектом, с одной стороны, средствами и процессом деятель­ности — с другой, усугублялся разрыв их взаимосвязи.

Выход из этой кризисной ситуации был найден на основе развития и применения системного подхода в психологии^Оистем-I ная методология, предложенная Б.Ф. Ло-' мовым, предполагает выделение и иссле­дование системообразующих факторов взаимодействия субъекта со средствами деятельности, отражающих соответствую­щие изучаемые ее структуры, влияние на них совокупности внутренних и внешних условий. Выявление мно^^тгдукхур-ности деятельноёти, нееводимо.сть ее ни к одной й» схеме, в том числе и схеме

«операции—действие— деятельность», стало одним из важнейших теоретических ре­зультатов применения системного подхода к психологическим исследованиям.

Переход от внешних (технических) к внутренним (психологическим) факторам сложности деятельности позволил отби­рать ограниченное число действительно релевантных факторов, системно отражаю-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: