щих влияние внешних и внутренних условий труда и тесно связанных с критериями сложности, которые являются показателями эффективности, надежности и напряжен-ности деятельности/
Развитие методов исследования профессиональной деятельности шло также в направлении создания полунатурных стендов изучения конкретных видов деятельности; разработки приемов психологического моделирования структуры и условий деятельности, психических состояний; совершенствования приемов исследования трудовых процессов в реальном масштабе времени в нормальных и экстремальных условиях; поиска адекватных методов изучения личностной детерминации поведения субъекта в необычных, опасных ситуациях и т. д.
Некоторые результаты исследований
К наиболее существенным достижениям в области психологии профессиональной деятельности за последние три десятилетия можно отнести результаты исследований ведущих отечественных ученых в следующих основных направлениях: } • обоснование системной методологии 'психологического анализа, моделирования и проектирования деятельности (Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин, А.А. Крылов, В.А. По-номаренко, В.Ф. Венда, В.А. Вавилов, Г.В. СуходольскиЙ, Г.М. Зараковский, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, П.Я. Шлаен, В.П. Зинченко, В.М Мунипов);.2 • инженерно-психологическое проектирование и оценка средств отображения информации, систем автоматизированного управления, распределения функций между человеком и автоматикой, компоновки рабочего места оператора (ГМ. Зараковский, В.П. Зинченко, А.И. Галактионов, Н.Д. За-валова, В.А. Пономаренко, И.И.Литвак, Т. П. Зинченко);
|
|
• исследование функциональных состояний человека в деятельности, разработка методов их оценки и коррекции (Ф.Д.Горбов, Л.И. Гримак, Л.Г Дикая, В.И. Медведев);
•г • изучение психологических особенностей трудовой деятельности специалистов в нормальных и экстремальных условиях
и разработка рекомендаций по регламентации труда, нормированию его условий и ускоренной адаптации к нему (В.А. Бодров, Л.Г. Дикая, Л.С. Хачатурьянц, В.Л. Мари-щук, В.И. Медведев);
• обоснование теории, методологии и практических рекомендаций по профессиональной ориентации, отбору и подготовке специалистов (В.А. Бодров, ТТ. Джамгаров, К.К. Платонов, Е.А. Климов, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, А.И. Нафтульев);, • исследование профессиональной и функциональной надежности человека-оператора (В.А. Бодров, А.И. Губинский, Б.Ф, Ломов, В.М. Небылицин, ПС. Никифоров, В.А. Пономаренко, М.А. Котик, Ю.П Фокин).
Многообразно влияние работ в области психологии профессиональной деятельности на развитие других отраслей психологической науки.
|
|
Общепсихологическое значение имеет разработка принципов алгоритмизации мыслительной деятельности человека (ГМ. Зараковский, В.Н. Пушкин), исследование глазодвигательного поведения при решении мыслительных оперативных задач (Н.Д. Завалова, М.М. Власова, А.А. Мить-кин), анализ психологических факторов сложности деятельности (В.Ф. Венда, Ю.Я.Голиков, А.Н.Костин), изучение процессов профессионализации, развития личности в период профессионального становления (В.А.Бодров, Е.А. Климов, ТВ. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков).
Исследование образных компонентов восприятия и мышления в связи с задачами инженерно-психологической практики внесли существенный вклад в разработку проблем константности восприятия, механизмов информационного поиска, обнаружения и опознание сигналов, изучение вербальных компонентов мышления. Разработаны принципы образного представления информации. Исследования проблемы оптимального кодирования информации позволили более полно представить восприятие как активный процесс, в основе которого лежит свойство преобразования опознавательных знаков, сокращения их числа путем синтезирования в новые оперативные единицы.
7.5. Психология профессиональной деятельности
Л |
Развитие и применение методов системного анализа и организации взаимодействия человека и ЭВМ позволило выделить и изучить проблемы соотношения творческих и детерминированных компонентов в процессах решения интеллектуальных задач с помощью ЭВМ, психологические критерии и факторы сложности решения и их оптимизации, многоуровневую взаимную адаптацию человека и ЭВМ, перспективы создания новых интеллектуальных систем типа «гибридного интеллекта» и т. д. Установлено, что, опоср_едст^ вуя ^сихический образ (концептуальную модельУинтеграТГьными характеристиками —
сложности задачи, — м.ожно_измег^ять ее как целостную систему.
Исследование детерминации процессов решения технических задач с помощью специальных программ и информационных систем ЭВМ представляет интерес при изучении закономерностей познания. Традиционно проц,есс_^принятия решения психологи пытались разложйть^на^сдстав -ляющиТ~(процессы, операции, бл'оки, функпшГи т. п.). Каждое из этих описаний методологически основано на допущении аддитивности составляющих процессов решения. В^о_же вре мя^испол ьзуя психологические факторы. " сдожно.сти (В.Ф. Венда) вместо попытки раскладывать модель на' составляющие,.можно измерить ее как целостную систему. Эта система является: а) вторичной по отношению к реальному объекту в системе отображения информации; 6} исторически обусловленной развитием техники, обучением, т. е. априорными стратегиями решения, отраженными в структурах и программах ЭВМ; в) целеустремленной — цели системного решения определены социально через профессию человека, ее общественные функции; г) обусловленной онтогенетически индивидуальными особенностями, человека; д) стохастической — подверженной случайным воздействиям./
Тяд других направлений исследований в области психологии профессиональной деятельности (например, профессионализация личности, механизмы регуляции психических состояний, личностная детер-
минация поведения в экстремальных условиях и др.) имеет столь же высокое значение для развития других отраслей психологии.
Научные школы (центры)
Развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности неразрывно связано с формированием научных школ и коллективов ученых, разрабатывающих различные проблемы психологии труда и управления, инженерной психологии и эргономики. Эти коллективы сложились прежде всего в Московском, Санкт-Петербургском (Ленинградском), Ярославском университетах, в ГосНИИ авиационной и космической медицины (г. Москва), Институте психологии РАН. Ряд известных специалистов продуктивно работают в этой отрасли психологии в других высших учебных заведениях, академических и отраслевых институтах,
|
|
В Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова становление школы психологов труда и инженерных психологов связано с именами А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Е.А. Климова, а также с деятельностью Ю.К. Стрелкова, А.Б. Леоновой, О,Г. Носковой, Е.М. Ивановой и других специалистов. Основные направления исследований по психологии профессиональной деятельности включают методологические вопросы анализа деятельности, формирования информационной модели; когнитивные закономерности операторской деятельности; психологические проблемы самоопределения личности; изучение механизмов регуляции функциональных состояний и др.
Санкт-Петербургский университет вошел в историю психологической науки как родоначальник отечественной инженерной психологии. Развитию этой отрасли психологии способствовала прежде всего деятельность Б.Г.Ананьева и его ученика Б-Ф. Ломова, а также их последователей: А.А. Крылова, Г.В. Суходольского, Г.С. Никифорова, Т. П. Зинченко, М.К. Тутушки-ной, А.И. Нафтульева, В.Л. Марищука и др. Широкую известность и неоценимое ели-
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
яние на становление этой научной дисциплины оказало издание в 1963 г. (2-е изд. — в 1966 г.) книги Б.Ф.Ломова «Человек и техника».
В стенах ЛГУ работами Б.Ф.Ломова положено начало развитию идей системного подхода применительно к задачам психологической науки. Рдним_изщтей_ реализации системного_подлода_в_ищк£-г нёрной психологии стал а разработанная А. АТКры ловы m~jco нце п ц^ия~_вклю ч е н и я человёка'"^""ЙнформационныЙ процесс. ВедутщшиТГрЬблемами ин'жене'рно-психо-логических исследований ученых университета явились: 1) проектирование деятельности оператора на основе ее декомпозиции, алгоритмизации, синтеза алгоритмических моделей, компоновки информационных моделей и рабочих мест; 2) изучение психологических аспектов профессиональной надежности человека, в частности механизмов ее психической регуляции, самоконтроля и т. д.; 3) исследование процессов приема и переработки информации оператором, кодирования информации и декодирования сообщений; 4) изучение макро- и микроструктурных процессов опознания сигналов и интегральных изображений; 5) теоретико-экспериментальные исследования проблем психологического отбора и подготовки специалистов, в частности вопросов диагностики и развития профессионально важных качеств личности [43J.
|
|
Факультет психологии СПбГУ активно развивает новые формы подготовки психологических кадров по вопросам трудовой деятельности и систематически проводит республиканские научные конференции по инженерной психологии и эргономике.
Научная школа психологов Ярославского государственного университета сформировалась под влиянием идей и активной деятельности В.Д. Шадрикова и его учеников; В.Н.Дружинина, А.В.Карпова, Ю.П. Поваренкова, В.А. Шкалико-ва, Р.В. Шрейдера. Ведущим направлением работ представителей этой школы явились системогенетические исследонания профессиональной деятельности, а также вопросы профессиональных способностей и их психодиагностики, психологического анализа деятельности, закономерностей
процесса трудового обучения и регламентации деятельности, изучения процессов принятия решений, профессионализации личности и др. Существенное влияние на развитие ряда направлений психологии труда оказала монография В.Д. Шадрикова «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982).
В ГосНИИ авиационной и космической медицины работы по психологическому изучению профессиональной деятельности связаны с именами К.К. Платонова, Ю.А. Петрова, П.К. Исакова, КД, Заваловой, В.А. Пономаренко, В.А. Бодрова, Г.М. За-раковского, Б.Л. Покровского, В.А, Попова и многих других специалистов. Работы авиационных психологов и медиков проводились совместно с ведущими учеными других организаций, такими, как Ю.П. Доб-роленский, А.А. Красовский, М.И. Бобнева, В.П. Зинченко, Ю.М. Забродин, В.Ф. Ру-бахин, Д-Н. Завалишина и др.
К основным достижениям авиакосмической психологии следует отнести разработку теоретических и методических вопросов профессионального психологического отбора авиационных специалистов [П] и его внедрение в 1964 г. в практику комплектования высших учебных заведений ВВС.
Применение методологии системного подхода к изучению проблемы безопасности полетов и надежности деятельности летчиков привело к разработке концепции о «личном» и «человеческом» факторах в авиационной аварийности [39]. Под «личным» фактором понимается совокупность индивидуальных особенностей конкретного человека (профессиональных, физиологических, психологических), которые могут стать причиной возникновения ошибок или же способствовать их возникновению. В понятие «человеческий» фактор включается совокупность свойств и качеств человека, характерных для летного контингента в целом, неучет которых в конструкции авиационной техники, в условиях и организации летной деятельности может приводить к ошибочным действиям.
Опираясь на теорию психического отражения, на результаты системного инженерно-психологического изучения деятельности летчика, Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов и
7.5. Психология профессиональной деятельности
В.А. Пономаренко разработали оригинальную концептуальную схему понятия «образ полета* [29]. Представления о его структуре и функциях имеют продуктивное значение для авиационной инженерной психологии, являясь теоретической основой для решения практических задач инженерно-психологического проектирования деятельности летчика, его обучения и тренировки, оптимизации информационной модели полета.
Обобщение экспериментального материала по изучению закономерностей психической регуляции действий летчика в автоматизированных системах позволило Обосновать в качестве определяющего ггг^нпипа гГрй рдшени^п£актиче^кттх за-дач_распределения^(|у1Нкции^1ежду_чело-_веком и автоматическими устройствами прИНЦйп активного оператора, цг^едполаТ гаюший актуализацию техническщш^^ед-ствамидс ихбфйзиологи ч еских _возможн ос -теЩщовека^. поддержание.его 4аадвйх характеристик, прежде..всего — Уровня активности мыслительных..процессов "и~?о-товности к двигательным действиям"!??].
К числу других направлений исследований авиационных психологов следует отнести совершенствование методов обучения летчиков на основе применения концепции образной регуляции действий и сознательного построения их внутренних механизмов, использования речевого общения для формирования (или поддержания) целостного образа полетной ситуации; разработку концепции создания адаптивных систем индикации (изменение характеристик средств отображения информации (СОИ) в зависимости от условий среды и состояния летчика); обоснование принципов, методов и средств медико-психологической реабилитации летчиков с функциональными нарушениями вследствие хронических профессиональных неудач и т. д. Авиационные психологи и медики стали инициаторами развития и практического внедрения идей и конкретных рекомендаций в области эргономического обеспечения процесса создания и эксплуатации авиакосмической техники (Г.М. Зараковский, Л.С. Хачатурь-янц, О.Т. Балуев, А.А. Меденков, П.С. Тур-зин и др.).
В результате совместных исследований со специалистами Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (Р.Б. Богда-шевский, И. С. Замалетдинов, О. И. Жданов. Г.Т. Береговой и др.) были изучены проблемы психологического моделирования длительных космических полетов, регуляции измененных психических состояний, психологической подготовки к профессиональной деятельности в экстремальных условиях, психологической совместимости членов космических экипажей и др. Материалы этих исследований нашли отражение в ряде коллективных монографий («Особенности деятельности космонавта в полете», 1976; «Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях», 1976; «Психологические проблемы космических полетов», 1979; и др.), подготовленных при участии и под редакцией Б.Ф.Ломова, Г.Т Берегового, Л. С. Ха-чатурьянпа, Л.П. Гримака, Е.В. Хрунова и других психологов, медиков и космонавтов.
В Институте психологии РАН с момента его организации в 1971 г. были начаты исследования по фундаментальным и прикладным проблемам психологии труда, а затем (с 1973 г.) и инженерной психологии. Академическая школа психологии профессиональной деятельности формировалось под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б.Ф.Ломова, В.Д. Небылицына. В.Ф. Рубахина, Ю.М. Забродина, К. К. Платонова, В.Ф. Венды, А. И, Галактионова, а в последние годы — под руководством Л, Г. Дикой, В.А. Вавилова, В.А. Бодрова.
Методологическим и,теддетическидш
основаниями. исследование^ области пси
хологии труда являлся системный, подход,
теория функциональных систем, п. К. Ано
хина. представления о психической дея-
тельмостП "
ттруда; положения',
современных концепций о развитии лич- i ности и регуляции психических состояний и др. [23].
Основные направления работ включали изучение:
\-/ сенсорно-перцептивных процессов в профессиональной деятельности оператора — их роль в формировании механизмов психической регуляции, обеспечении инвариантности систем «человек-машина» и др. (Б.Н. Митрофанов, В.Г. Зазыкин);