Реформы Н.С.Хрущева 5 страница

Таким образом, пройденные с 1965 по 1985 годы явились новым шагом вперед в развитии советского государства. В экономической. области был создан единый народнохозяйственный комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономиче-ского развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения земного шара производил более 20 процентов мировой про-мышленной продукции. В социальной. сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществ-лялось в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного назначения, повышался образовательный и культурный уро-вень населения. Во внешнеполитической. области высокий авторитет Советского Союза позволял обеспечивать деятельность Совета Экономической Взаимопо-мощи - союза социалистических государств, иметь прочные связи со многими освободившимися государствами и развивать отношения с ка-питалистическими государствами на основе паритета. В военной. области было достигнуто стратегическое военное равновесие между СССР и США, НАТО и ОВД, что способствовало сохранению мира и предотвращению мировой войны. Вместе с тем, темпы экономическое развития стали неуклонно сни-жаться, подходя к критической черте, многие передовые позиции в научно-технической области оказались утраченными. Первая половина 80-х годов, характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми капи-талистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства показывало, что административно-командная система исчерпала свои воз-можности эффективного управления гигантским народно-хозяйственным механизмом, назрела необходимость новых реформ.


http://lite

Причины кризиса советского общества

В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 года коренным образом изменилась общественно-политическая ситуа-ция в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса августовские события способствовали оконча-тельному распаду Советского Союза, превращению его в группу политиче-ски независимых государств, проводящих самостоятельный экономический и внешнеполитический курс. К власти в России пришло политическое ру-ководство, избравшее западно-политический путь развития. Такой выбор явился одним из вариантов выхода из кризисного состояния, в которое впало Советское государство во второй половине 80-х годов. Что же при-вело страну к такому коренному повороту в своей истории, каковы при-чины кризиса социалистической общественно-экономической формации, установившейся в 1917 году и прошедшей 70-летний путь развития? Последствия кризиса оказались столь существенными, что привели к кри-зису всей мировой социалистической системы, к коренному изменению положения в мире. 1. Причины кризиса советского общества. В предыдущих разделах отмечалось, что проявления застоя, а затем спада в развитии экономики СССР были отмечены со второй половины 70-х годов. Как раз в эти и последующие годы сложились объективные и субъективные предпосылки кризисного развития советского общества. Среди объективных при чин. можно назвать следующие: а) непомер-ная гонка вооружений., которая оказала, пожалуй, определяющее влия-ние на последующее развитие событий. Особенностью военно-политической ситуации после второй мировой войны было то, что СССР был вынужден вступить фактически без пере-дышки в новую так называемую "холодную войну". Против него стоял весь капиталистический мир во главе с США, не по-страдавшими в годы второй мировой войны, а наоборот, чрезвычайно обогатившимися за счет воюющих стран, в том числе СССР, которые оп-лачивали военное снаряжение, исчезавшее в горниле войны. С 1946 года, со знаменитой речью У.Черчилля, а затем доктрины Г.Трумена началась "холодная война", то есть конфронтация, доходящая до войны, военные локальные конфликты и крайне дорогостоящая гонка вооружений. Стержнем военных потенциалов противостоящих друг другу США и СССР стало ядерное оружие, потребовавшее гигантских затрат на произ-водство, а затем изготовление межконтинентальных средств доставки. Программа "Манхеттен" по производству первой атомной бомбы обошлась Соединенным Штатам в 15 млрд. долларов. Можно только догады-ваться во сколько обошлось производство первой советской атомной бомбы, испытанной в 1949 году, через 4 года после разрушительной вой-ны. В дальнейшем производство ядерного оружия шло по нарастающей и достигло огромных размеров. Бывший министр обороны США Роберт Макнамара представил эту гонку следующим образом: 5 (*) Приведенные данные показывают, что; во-первых, Советский Союз все время отставал и стремился догнать США, и, во-вторых, производство ядерного оружия шло безостановочно. Для производства ядерных боеголовок, ракет, других видов вооружений потребовалось создание военно-промышленных комплексов, втянувших в производство оружия тысячи заводов и --------------------------------------------- -------------- 5* 0 4Р.Макнамара. Путем ошибок - к катастрофе: Пер. с англ. 4М.:1988. - С.134-135. научных учреждений. Тем самым огромные про-изводственные мощности и людские ресурсы исключались из производст-ва мирной гражданской продукции. В середине 70-х годов военный бюджет США достиг астрономической суммы в 300 млрд. долларов в год. Всего же за 1945-1990 гг. Соединенными Штатами было израсходовано на военные цели около 4 трлн.долларов, причем 3 трлн. пришлось на 80-е годы.Чтобы не отставать, Советский Союз был вынужден делать соот-ветствующие затраты и создавать аналогичный военно-промышленный комплекс. Когда в условиях гласности впервые были опубликованы цифры военного бюджета СССР, они составили в 1989 году 75,2 млрд. рублей, почти половину всех расходов на социально-культурные мероприятия. 5 (*) Были ли попытки со стороны Советского руководства остановить безум-ную гонку вооружений? Да, были. В 1972 году удалось заключить договор об ограничении стратегических вооружений между СССР и США (ОСВ-1), касающийся межконтинентальных баллистических ракет, атомных подводных лодок-ракетоносцев и стратегических бомбардировщиков. Но с начала 80-х годов гонка вооружений резко возросла, перейдя на космиче-скую сферу, что потребовало новых колоссальных затрат. б) диспро-порция в развитии города и деревни, промышленности и сельского хо-зяйства. 1. Известно, что существование и процветание государства зависит от ба-ланса между промышленностью и сельским хозяйством, причем сельское хозяйство обеспечивает общество продовольствием и сырьем, а про-мышленность - соответствующими орудиями труда и товарами в необхо-димых количествах. Нарушение этого баланса приводит к дефициту про-дуктов и товаров, напряженности в обществе, способствует кризисному развитию. Развитие сельского хозяйства зависит от трех основных факторов: - биоклиматического потенциала почвы, - наличия работников сельского хозяйства, ----------------------------------------------------------- 5* 4 СССР в циф-рах в 1990 г. - С.45. - технической оснащенности. Страны Западной Европы и США, имея высокий биоклиматический по-тенциал почвы, в 2-3 раза превышающий состояние земель в Советском Союзе, большая часть территории которого находится в зоне рискованного земледелия или непригодна к земледелию, а также добив-шись высокой технической и энергетической оснащенности сельского хо-зяйства, смогли достичь устойчивого баланса между промышленным и сельскохозяйственным производством при относительно небольшой численности сельского населенияДля России и СССР решение этой задачи было всегда сопряжено с огром-ными трудностями. Трудность первая.. Зона рискованного земледелия, низкий биоклимати-ческий потенциал почвы не позволял получать высокие урожаю даже при условиях хорошей обработки пахотных земель. Например, в дореволюци-онные годы 1911-1915 средняя урожайность зерновых (пшеница, рожь, овес) составляла в России 8 цетнеров с гектара, в то время как в Англии и Германии в среднем 20,7. 5 (*) 0 За период с 1913 по 1966 гг. урожайность зерновых в России - СССР составила в среднем 9,6 ц/га, 5 (**) а с 1971 по 1986 - 15,5 ц/га. 5 (***) 0 Приведенные данные показывают, что зерновое хозяйство России, основная отрасль сельского хозяйства, развивается на более низком уровне, чем в западно-европейских странах. И это положе-ние трудно изменить в силу объективных причин. Трудность вторая.. Она связана со слишком быстрыми темпами умень-шения сельского населения, что произошло в силу ускоренной индуст-риализации в довоенные годы и форсированного промышленного подъема в послевоенный период. Строительство десятков тысяч новых промышлен-ных предприятий приводило к быстрому росту городского населения, которое пополнялось в ----------------------------------------------------------- 5* 0 См.: Мы и планета: Цифры и факты. - М,:1982. - С.26. 5** 0 См.: Страна Советов за 50 лет. - С.132-133. 5*** 0 См 4. 0: Народное хозяй-ство СССР за 70 лет. - С.227. основном за счет жителей села, уходивших в город на учебу или на работу. Статистика свидетельствует о кардинальных переменах в соотношении городского и сельского населения в годы Советской власти. Производительность сельскохозяйственного труда должна была бы возрасти по меньшей мере в 10 раз, но судя по урожайно-сти этого не произошло. Численность сельских жителей уменьшалась в 70-е годы на полтора мил-лиона человек ежегодно, а в 80-е 5 0-на 0.9 млн. 5(**) Для Российской Федерации показатели соотношения сельского и городского населения еще более значительны. В 1987 году 74% россиян жило в городах, а лишь 26% - в сельской местности, то есть 3:1. Количество же работаю-щих в колхозах и совхозах РСФСР составляло всего лишь около 7 млн. человек, то есть 1:20 в соотношении населения. Положение значительно обострилось в Нечерноземной зоне, где наи-большая плотность промышленных предприятий и где за последние два десятилетия фактически обезлюдело около 100 тыс. сел. Таким образом, значительные социальные сдвиги яви----------------------------------------------------------- 5* 0 4См.: Народное хозяйство СССР за 70 лет.- С.373. 5** 4 Аргументы и факты. - 1990. - И 11. - С.7. лись объективной причиной кри-зиса. Трудность третья.. В силу того, что объекты сельскохозяйственного про-изводства страны расположены на огромных пространствах, не уда-лось за все годы создать достаточно прочную инфраструктуру, в том числе энергоснабжение многочисленных сел, обеспечить сельское хозяй-ство перерабатывающими предприятиями и хранилищами, построить до-роги. В связи с этим ежегодно теряется большая часть урожая и сельско-хозяйственной продукции. Все указанные трудности, накапливавшиеся много лет, привели к дис-балансу между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, стали одной из важнейших причин кризиса. в) большое отвлечение средств на освоение Сибири и Дальнего Востока. К 70-м годам обстановка в топливно-энергетическом комплексе страны существенно изменилась. Возросший промышленный потенциал потре-бовал значительного прироста топливно-энергетических ресурсов, кото-рые можно было получить лишь за счет освоения отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока. Угольные бассейны и нефтяные месторо-ждения, расположенные вблизи промышленных предприятий в европейской части СССР, практически истощились, себестоимость до-бычи значительно возросла. Освоение же восточных и северных районов было чрезвычайно дорого-стоящим делом, как из-за отдаленности, так и из-за сложных климати-ческих условий. В 80-е годы практически весь прирост нефти и газа приходился на восточные районы. Затраты существенно возросли. При-мером тому могут служить данные о построенных нефте- и газопрово-дах. Если в 1960 году длина нефтепроводов составляла 17,3 тыс. км, газо-проводов 21 тыс. км, то в 1985 году уже соответственно 81 и 185 тыс. км, то есть увеличилась в 4,7 и 8,8 раза. 5 (*) 0 Учитывая, что неф----------------------------------------------------------- 5* 4 Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.353. те- и газопроводы представляют собой сложную систему насосных станций, коммуникаций, нуждаются в постоянном контроле и обслужива-нии, можно видеть, что затраты, которые увеличивают себестоимость ко-нечной продукции, представляются весьма существенными. Гигантских затрат потребовало строительство Байкало-Амурской маги-страли, подходившей к уникальному Нерюнгринскому угольному и же-лезнорудному бассейну, разработка которого могла бы дать значительный эффект для народного хозяйства, но было приостановлено впоследствии из-за нехватки средств. Состояние экономики, когда топливо-энергетические мощности находятся вдали от промышленных комплексов, увеличивает себестоимость продук-ции, делает ее нерентабельной, требует отвлечения дополнительных средств, что в конечном итоге способствует усилению кризисных явле-ний. г) запаздывание в области научно-технического развития по сравнению с западными странами.. 70-80-е годы во всем мире знаменовались быстрым развитием новых тех-нологий на базе электронно-вычислительной техники, принявшим характер научно-технической революции. В Советском Союзе самые передовые дос-тижения науки и техники использовались прежде всего в военной области, крайне медленно внедряясь в гражданскую сферу. В то же время запад-ные развитые капиталистические страны в условиях острой конкуренции на рынке промышленных товаров стремились использовать новые техно-логии в области продукции общего пользования, в чем достигли значи-тельных успехов. В странах Западной Европы, СШАСоветском Союзе процесс обновление производства шел в два-три раза медленнее. Так, темпы освоения новой техники: машин, оборудования, приборов и средств автоматизации составили за 1981-1985 гг. 2,6 процен-та, за 1986-1989 - 2,9 процента, то есть в среднем 2,8 процента в год. 5 (*) 0 Такими темпами обновления производства могло произойти за 30-40 лет, то есть отставание было весьма существенным. Неблагоприятная ситуа-ция в этой важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором, повлиявшим на кризисное развитие страны. д) экономи-ческая замкнутость, отрыв от мирового рынка. Политическая конфронтация между Советским государством и западны-ми капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистиче-ского общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и в экономической области. С началом "холодной войны" Со-единенные Штаты создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли, экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в международные валютно-финансовые фонды. По эгидой США была создана организация КОКОМ, которая контролирова-ла торговые отношения с социалистическими государствами, создавая экспортно-импортные ограничения на тысячи наименований товаров, вво-дя таможенные барьеры прежде всего на продукцию высоких технологий. Критерием ограничений была возможность какого-либо применения про-мышленной продукции для военных нужд. Под эти ограничения подхо-дило почти все, что производилось и выпускалось. В результате социалистические страны Восточной Европы были вынуж-дены перейти на замкнутый режим торговли в рамках СЭВ, когда основ-ным видом торговых отношений был бартер, обмен товара на товар в так называемых "переводных рублях". Тем самым социалистические страны были фактически отстранены от мирового рынка на основе товарно-денежных отношений с помощью конвертируемой валюты. Такое положе-ние пагубно сказывалось на развитии экономики социалистических стран в усло----------------------------------------------------------- 5* 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.187. виях бурного развития всемирного рынка на основе передовых технологий. В то же время даже небольшие страны, используя конвертируемость своей валюты, имели возможность быстрого экономического развития с приоб-щением к мировому рынку. С ростом объема производства, все более тесным экономическим между-народным сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли становилось ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от все-мирного рынка является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского Союза. е) неповоротливость сверхцентрализо-ванной системы управле ния народным хозяйством. В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения про-мышленности новой техникой, значительного сокращения времени от изобретения до внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной системы управления гигантским хозяйственным меха-низмом Советской страны. Преимущества такой системы, позволявшие концентрировать большие средства для решения крупных народнохо-зяйственных задач в обстановке, требующей быстрого реагирования на изменения, в условиях монополизации ряда отраслей проявляли себя сла-бо. В конечном итоге это приводило к тому, что медленно обновлялись производственные фонды, оборудование быстро старело. Средний срок службы производственного оборудования в промышленности доходило в 1990 году до 26 лет, в то время как нормативы составляли 13 лет. 5(*) 0 Такое положение сказывалось на низком росте производительности труда, способствовало нарастанию кризисных явлений. ж) отсутствие эффек-тивных побудительных мотивов для повыше ния производительности тру-да в условиях уравнительного расп. ределения материальных благ. Если в капиталистических странах побудительными мотивами, раскры-вающими энергию работников, являются жесткая кон----------------------------------------------------------- 5* 4 СССР в цифрах в 1990 году. - С.187. куренция и борьба за выживание в условиях господства частной собственности, то социалистический строй с его уравнительным распределением значитель-ной части материальных благ может опираться в основном на созна-тельность тружеников и моральные стимулы. В обстановке войны или дру-гих чрезвычайных обстоятельствах они дополнялись крутыми административными мерами укрепления дисци-плины, что не давало должного эффекта в длительных мирных услови-ях. В соответствии с программными установками правящей коммунисти-ческой партии многие материальные блага распределялись бесплатно, в том числе жилье, на строительство которого в 80-е годы выделялось бо-лее 30 млрд. рублей ежегодно. Бесплатное всеобщее образование, меди-цинское обслуживание, дотации на содержание детей в дошкольных уч-реждениях, стипендии студентам вузов и техникумов, дотации на под-держание низких цен на предметы первой необходимости требовали не-малых затрат, что составляло до 40% от расходов госбюджета. 5 (*) 0 Та-кие значительные выплаты могли компенсироваться высоким уровнем производительности труда, чего, к сожалению, не происходило. В силу многих причин нарастания кризисных явлений производительность общественного труда в 80-е годы постоянно снижалась. Новых побуди-тельных мотивов, способных поднять энтузиазм масс, не находилось. Коммунистическая партия,отказавшись от руководства, потеряла прежние морально-организационные рычаги воздействия на трудовую деятельность, что также способствовало снижению роста производительности труда,как основного фактора развития,и, в конечном счете, углублению кризи-са. Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х годов. Они усугубились субъективными причинами., связанными с деятельно-стью политического руководства. В их числе можно назвать следующие: 1) увеличение бюрократиче-ского аппарата, его неповоротли----------------------------------------------------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.45,126. вости в принятии реше-ний. С ростом масштабов промышленного развития, объемов производства ус-ложнялись экономические и социальные связи в стране, отношения между отраслями и регионами. К примеру, Государственный комитет по снабжению (Госснаб) ежегодно в масштабах страны регулировал рас-пределение продукции, включающей сотни тысяч наименований. Процесс согласования, утряски, преодоления бюрократических прелон занимал много времени. Особенно явственно бюрократическая волокита проявля-лась в области внешнеэкономических связей, так как внешняя торговля являлась государственной монополией и была строго централи-зованна. При этом наблюдался рост бюрократического аппарата, эффек-тивность его работы была низкой, государственная машина превращалась в неповоротливый механизм. 2) перерождение партийного руково-дства, консерватизм и обю рокрачивание партийных структур. Превратившись из небольшой группы профессиональных революционе-ров, фанатично преданных коммунистической идее, в массовую, а затем и правящую организацию, партия вовлекала в свои ряды все большее ко-личество людей, вступавших в партию ради карьеры. В первые совет-ские годы проводились периодические чистки партии, проходившие в ви-де общественного обсуждения деятельности коммунистов и исключение недобросовестных из ее рядов. В конце 30-х годов эти чистки приняли характер политических репрессий. С 60-х годов массовых чисток партии не проводилось. Некоторым сокра-щением ее рядов сопровождались обмены партийных документов. К се-редине 80-х годов КПСС насчитывала в своем составе около 20 млн. че-ловек с громоздким партийным аппаратом. Участвуя в непосредственном управлении государством, партийный аппарат приобретал важнейшие властные функции, что привлекало в его состав карьеристов и бесприн-ципных людей. Партийный аппарат все более перерождался, в нем возникли элементы коррупции, распространялось взяточничество. В усло-виях углубления объективных трудностей он оказался неспособным стать главным орудием преобразований. 3) преклонный возраст членов высшего руководства. С перерождением и обюрокрачиванием партийного аппарата было свя-зано такое явление, как длительная несменяемость высшего руково-дства. Многие из руководителей партии и государства достигли на своих постах преклонного возраста. Такое положение дел приводило к тому, что новые нестандартные идеи воспринимались руководством как несостоя-тельные и оставались невостребованными, хотя объективная ситуация требовала решительных шагов. Такие субъективные качества руководства являлись тормозом в проведении необходимых кардинальных преобразо-ваний и послужили одной из причин кризиса. 4) непродуманные во-люнтаристские эксперименты в экономике и социальной жизни. В практике политического руководства, облеченного большой властью и опиравшегося на партийно-государственную структуру, эффективно проявлявшую себя в трудные времена, нередко возникало желание во-левыми действиями сверху осуществлять преобразования. Такие волюнта-ристские действия ярко проявились во времена Н.С.Хрущева, пытавше-гося решить многие проблемы волевыми директивами без всестороннего анализа и последовательного практического внедрения. Так, например, получилось с попыткой внедрить повсеместно кукурузу по опыту ее вы-ращивания в США. При этом не учитывались климатические особенности нашей страны и отсутствие соответствующей техники. С середины 80-х годов, когда явственно обозначились кризисные тен-денции, политическое руководство во главе с М.С.Горбачевым также широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые ре-шения позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти бла-гие намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вы-вод войск из стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых средств. В расчете на эффективность волевых решений не при-нимались во внимание их последствия, не просчитывалось перспектив-ное развитие, так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге способствовало ускорению и углублению кризисных процессов. 5) приоритет теоретических схем в методах руководства без учета практических условий. Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое ру-ководство стремилось учитывать опыт других стран, что было необхо-димым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной научной печати появилось множество описаний того, как живут в процве-тающих странах, каковы формы их государственного, экономического и социального устройства. Например, много внимания уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая социальная защищенность народа, говорилось о модели "швед-ского социализма". Однако при \этом не учитывались многие обстоятель-ства, присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населе-ния, составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское распо-ложение, позволившее добиться высокого уровня развития с помощью активной внешней торговли и другие. Конец 80-х годов был характерен использованием многих форм запад-ноевропейской демократии и политического устройства вплоть до копиро-вания, что выражалось в появлении института президентства, муниципали-тетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно зарекомендовав-шие себя на Западе формы политического устройства будут жизнеспо-собными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое копи-рование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми соци-ально-экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усиле-нию политического, а также и экономического кризиса. Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим, интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кри-зису,принявшему комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось: - в области экономики. - в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции, остановке предприятий; - в области политической. - в разрушении прежней политической системы, основан-ной на руководящей роли коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом; - в области социальной. - в снижении жизненного уровня населения, в утрате уверен-ности в социальной защищенности; - в области духовной. - в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области национальной. - в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся межнациональных связей; - в области внешнеполитической.- в потере бывших союзников и значительном ослаблении внешнеэкономического сотрудничества; - в области воен-ной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной структуры и кризисном состоянии армии. Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний кризис. Перед политическим руководством во всей остроте стал вопрос о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два: - первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения" социально-экономического развития, и - второй, связан-ный с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капита-листический рынок. Был избран второй вариант, который и определил последующие события. Стратегической целью нового политического кур са стало тесное сбли-жение с развитыми капиталистическими странами, вхождение в ми-ровой капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной эконо-мики и демократической поли тической структуры.. Страна вступила в пе-реходный период своего развития.

Октябрь 1993 - июнь 1996 гг.. - формирование президентско-парламентской системы управления, принятие Конституции

Октябрь 1993 - июнь 1996 гг.. - формирование президентско-парламентской системы управления, принятие Конституции. После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая структура политической власти. Главой государства и исполнительной вла-сти являлся Президент, на местах руководили назначенные главы админи-страций. Поскольку законодательные представительные органы отсутство-вали, специально созданная Б.Н.Ельциным комиссия разработала проект Конституции, который был представлен на всенародный референдум. 12 декабря 1993 года проходили одновременно выборы в Государственную Думу - нижнюю палату законодательного парламента и граждане России выражали свое отношение к новой Конституции. За принятие Конституции отдали свои голоса 33 млн. избирателей (58,4% голосовавших), против высказались 23,5 млн. (41,6%). Конституция была принята. Она утвердила президентскопарламентскую систему управления. Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принад-лежали Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же назначал глав местной администрации. Законодательная власть бы-ла в руках двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - изби-раемая Государственная Дума, Верхняя палата - Совет Федерации- из назначаемых Президентом глав администраций и других представителей регионов. Госдума была избрана на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли представители либерально-демократической партии 23,9% голосов, пра-вительственный блок "Выбор России" 14,5%, Компартия Российской Федерации - 13,6% голосов. За ранее популярное движение "Демокра-тическая Россия" было подано всего 4,3% голосов. Состав Думы отражал противоречивый характер складывающихся новых общественных отно-шений. Учитывая экономические трудности, приведшие к тому, что ин-фляция в 1993 году составила 1000%, можно было ожидать сохранения социально-политической напряженности. Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ было отдано 22,3% голосов, за ЛДПР - 11,2%. Правитель-ственный блок "Наш дом - Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей. Политическая ситуация была осложнена начавшимся в де-кабре 1994 года военным конфликтом в Чечне, где федеральные войска не-сли большие потери без заметных успехов. В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфлик-та на 16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы, которые после двух туров голосования привели к победе Б.Н.Ельцина, опередившего лидера КПРФ Г.А.Зюганова с перевесом в 13% (около 9 млн.) голосов. Процесс реформ продолжался. Изменение прежнего внешнеполитического курса, основанного на проти-воборстве империалистическим странам Запада, коренные изменения внутренней политики привели к новому курсу в области военной.. Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям: - ликвидация военной организации Советского Союза; - создание на-циональных российских Вооруженных Сил; - реформа армии на основе смешанного комплектования; - роспуск Организации Варшавского До-говора; - значительное сокращение вооруженных сил и вооружений; - пересмотр военной доктрины; - ориентация на сближение с НАТО. После второй мировой войны военная организация Советского Союза создавалась в качестве противовеса военной организации капиталистических государств во главе с США. К 90-м годам друг другу противостояли внушительные армии, вооруженные смертоносным ракетно-ядерным оружием. В Европе у НАТО имелось 94 боеготовых дивизии, у Варшавского Договора - 78, численность войск достигала почти по 5 млн. человек у каждой из сторон. 5 (*) В январе 1986 года М.С.Горбачев выступил с заявлением о программе взаимного сокращения вооружений НАТО и ОВД, однако оно было встречено прохладно на Западе. Продолжалось выполнение программ, развернутых в начале 90-х годов. Тогда в декабре 1988 года М.С.Горбачев с трибуны Организации Объединенных Наций объявил об одностороннем разоружении и сокращении Вооруженных Сил Советского Союза. Начался вывод советских войск из зарубежных государств, в том числе из Афгани-стана. В 1990 году была распущена Организация Варшавского Договора, военно-политический блок европейских социалистических государств, просуществовавший 35 лет. Призывы к одновременному роспуску НАТО не нашли ответа. Рубежным этапом советской военной политики явился 1991 год. Распад Советского Союза означал ликвидацию военной организации СССР. Вме-сто одной ядерной державы - СССР - возникло четыре: Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия. Новые суверенные государства потребовали про-порционального раздела Вооруженных Сил и вооружений, соответст-вующей военной инфраструктуры, что и было произведено. Рухнула ко-гда-то единая система противовоздушной и противоракетной обороны, создававшаяся десятки лет. В течение 1992 года каждая из бывших союзных республик сформирова-ла собственный аппарат управления войсками, в мае 1992 года указом Президента России Б.Н.Ельцина были созданы российские вооруженные силы. Они создавались в новых условиях, когда было ликвидировано ру-ководство КПСС Вооруженными Силами и вновь остро стал вопрос о внутренней функции армии, то есть об использовании для подавления выступлений внутри страны и в "горячих точках". Укрепляются внут-ренние войска, создаются части специального и особого назначения. ----------------------------------------------------------- 5* 0 4См.: Откуда исходит угроза миру. - Изд. 4-е. - М.: Воениз 4дат, 1987. - С.85. Непопулярные действия войск во внутренних конфликтах вызва-ли нежелание молодежи служить в армии, уклонения от службы, выросло дезертирство. Правительство было вынуждено перейти на сме-шанный принцип комплектования армии, то есть наряду с призывом прохождение службы по контракту. Добровольцы-контрактники направля-лись в "горячие точки", использовались в специальных мероприятиях по охране общественного порядка. Углубляющийся экономический кризис и изменение предназначения воо-руженных сил, отказ от политики конфронтации с Западом ускорил со-кращение армии и вооружений. С Соединенными Штатами был подписан договор о сокращении обычных вооружений, несколько тысяч танков, ар-тиллерийских систем и самолетов были отправлены на слом, проходило значительное сокращение личного состава. Политическое руководство из-брало путь на сближение с НАТО, были выведены из боевого дежурства и перенацелены ракетно-ядерные средства, подписан договор об огра-ничении стратегических вооружений ОСВ-3. В июне 1992 года президен-ты России и США подписали Вашингтонскую хартию о дружбе. Россия подписала договор с НАТО о присоединении к программе "Партнерство ради мира". Военная доктрина России была пересмотрена. В ней указы-валось, что в нынешних условиях у российского государства нет врагов, вооруженные силы будут строиться для оборонительных задачОднако бывшие военно-политические противники Советского Союза и его правопреемника - России сделали немного в области сокращения воо-ружений и вооруженных сил. Блок НАТО продолжал укрепляться и про-возгласил программу расширения на Восток за счет присоединения восточно-европейских государств. Задачу обеспечения внешней безопас-ности новому российскому руководству решить не удалось. Она продолжа-ет оставаться актуальной в силу того, что достаточных средств на ре-формирование и перевооружение армии не имеется, сохраняется внутрен-няя нестабильность в обществе, не гаснут конфликты в "горячих точках". Избрав стратегический курс на сближение с развитыми капитали-стическими странами Запада, российское политическое руководство круто изменило внешнюю политику.. В области внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по следующим направлениям: - отказ от сотрудничества с бывшими социалистическими странами, рос-пуск Совета Экономической Взаимопомощи; - пересмотр союзнических обязательств со странами "третьего мира"; - разрыв с международным коммунистическим и рабочим движением; - сближение с западными капиталистическими странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок; - активное участие в акциях под эгидой ООН; - восстановление отноше-ний с Китаем. Курс на сближение с капиталистическими странами означал разрыв с прежними социалистическими союзниками. По своим масштабам та-кой крутой поворот явился событием всемирно-исторического значения. Социалистическая система в лице 15 социалистических стран выпускала около 40% мировой промышленной продукции, имела треть населения земного шара. С 1991 года, когда руководство СССР объявило об отка-зе от прежних форм экономического сотрудничества и переходе к прямой торговле на конвертируемую валюту, начался быстрый распад социалисти-ческого содружества. Был распущен Совет Экономической Взаимопомо-щи, ставший ненужным. Восточноевропейские социалистические страны оказались в кризисном состоянии, к власти там пришли правительства капиталистической ориентации, эти страны устремились на европейский рынок. Осенью 1990 года произошло воссоединение Германии, Бывшая Германская Демократическая Республика влилась в состав ФРГ: социали-стическая система распалась. Изменилась политика по отношению к освободившимся странам. Были прерваны союзнические связи с такими странами, как Ирак, Эфиопия, Ливия, Ангола, Мозамбик, Йемен и другими. Полностью были прекра-щены связи с коммунистическими и рабочими партиями западных стран. После того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза в Совете Безопасности ООН, российское внешнеполитическое ведомство все чаще стало поддерживать инициативы США, совместно выступать в международных акциях ООН, в том числе военных. В ответ на это Рос-сии было обещано место в семерке ведущих капиталистических госу-дарств. В 1995 году Россия вошла в Совет Европы, международную парламентскую организацию, объявила о поддержке ее Устава. Все эти новые внешнеполитические акции преследовали одну цель: вхож-дение в мировой капиталистический рынок. России были представлены кредиты Международного валютного фонда, правда, в сравнительно небольших размерах. Западный мир с настороженностью следил за развитием событий в бывшем Советском Союзе. Экономика России была признана экономикой переходного периода, что означало предоставление некоторых льгот. Однако западные державы не торопи-лись вкладывать свои капиталы в новую российскую экономику. За пе-риод с 1991 по 1996 год иностранные инвестиции в России составили всего лишь несколько миллиардов долларов. Если в 1995 году в эконо-мику Китая поступило иностранных инвестиций на 70 млрд. долларов, то в российскую экономику - всего 2 млрд. Процесс сближения с Западом шел медленно. Позитивным актом внешней политики России явилась попытка преодолеть прежний разрыв в отношениях с Китаем. Визиты М.С.Горбачева, а затем Б.Н.Ельцина в Китай, подписание договоров о сотрудничестве, шаги на-встречу в разрешении пограничных споров благоприятно сказались на развитии российско-китайских отношений. Таким образом, новый внешнеполитический курс не стал широкой столбовой дорогой. Призывы российского руководства к тесному сбли-жению с Западом зачастую оказывались без адекватного ответа. Настой-чивые стремления к расширению НАТО на Восток, к границам России служат существенным препятствием на пути к сближению. Не совсем гладко складывались отношения с мусульманскими странами, которые выступили с протестом против военных акций российских войск в Чечне. Внешняя торговля значительно замедлилась, так как экономический кри-зис больно ударил по промышленности. Международные политические, экономические, военно-политические отношения продолжают оставаться сложными. Оценивая современный период развития нашего Отечества, можно сде-лать следующие выводы:. 1. К концу 80-х годов советское государст-во вступило в период глубокого экономического, политического, нацио-нального, духовного кризиса. Попыткой выхода из кризиса явилась пере-мена стратегического курса, поворот к тесному сближению с развитыми капиталистическим странами. 2. Современный период является пере-ходным. Он знаменует собой переход общества от социализма к капита-лизму. Генеральная линия развития - создание рыночной капиталисти-ческой экономики, вхождение в мировой капиталистический рынок. 3. Главные задачи переходного периода: - в области экономической. - преодоление кризиса, обновление экономи-ки на современной технологической базе, создание конкурентноспособной экономики мирового уровня; - в области политической. - создание демократического правового государства; - в области социальной. - не допустить социального взрыва; - в области военной. - сохранить обороноспособность государства, избежать большой войны. 4. Пере-ходный период сопровождается острым противоборством различных по-литических и социальных сил, болезненными процессами в жизни обще-ства, но является неизбежным и необходимым этапом на пути к возрожде-нию могучего, процветающего государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: