Боевые пароходы

В «Молодом коммунаре» №25 редакция и кафедра истории СССР советского периода Воронежского государственного университета обратились к читателям газеты с просьбой помочь восстановить обстоятельства, побудившие Владимира Ильича Ленина послать 2 телеграммы Воронежскому районному управлению водного транспорта относительно передачи Донской военной флотилии пароходов «Воронеж» и «Павловск».

Читатель выполнил задание. Автор корреспонденции «Боевые пароходы» И.И. Иванов, кадровый речник, выходец из семьи потомственных водников, узнал эту историю от дяди и отца, которые были участниками описываемых событий.

Кто дополнит этот рассказ? Кто вспомнит имена комсомольцев? Ведь мы пишем «Историю воронежского комсомола».

«В 1899 году на заводе Крейтон в городе Або (Финляндия) по заказу Министерства путей сообщения для участка пути Верхнего Дона был построен пароход «Воронеж». Пароход в разобранном виде был доставлен на Верхний Дон, здесь собран и спущен на воду. Пароход выполнял работы служебно-вспомогательного типа. Имел буксирное устройство. А главное, он мог винтами разрабатывать мелкие перекаты на глубину 80 сантиметров. Из состава команды я лично знал капитана З.Л. Безрученко, механика И.М. Тумашова, лоцмана И.М. Харцызова и помощника машиниста Н.А. Котолевского.

Пассажирский деревянный пароход «Павловск» был построен в Павловске в 1907 году. Принадлежал он местному судовладельцу Скрыжакову.

В 1918 году по декрету Совнаркома от 8 февраля за подписью В.И.Ленина комиссия из представителей водников в числе 5 человек произвела национализацию всего частновладельческого флота, зимовавшего в Павловском затоне. Таким образом, все хозяйство речного флота стало народным достоянием.

Обе телеграммы В.И. Ленина в адрес воронежского райуправления водного транспорта в мае и июне 1919 года о передаче Донской военной флотилии пароходов «Воронеж» и «Павловск» были вызваны угрозой наступления деникинцев. Белогвардейцы, ворвавшись в пределы Воронежской области, вынудили Красную Армию к отходу. В это время и было принято решение Совета обороны республики создать Донскую военную флотилию.

В Павловск прибыли 3 канонерские лодки, вооруженные мортирами, и брусчатые плоты, на которых разместилась артиллерия. На пароходы «Воронеж» и «Павловск» установили орудия и пулеметы, погрузили боеприпасы, провиант. На палубах соорудили брустверы из мешков с песком. Вместе с моряками день и ночь готовили флотилию и речники, влившиеся в отряд военной флотилии.

Первые бои флотилия приняла на Дону под Богучаром. Известен такой эпизод. С пассажирского парохода «Революция» под селом Подколодновка был высажен десант. Безоружный пароход возвращался на базу в Павловск под беспрерывным ружейно-пулеметным обстрелом белогвардейцев. Перегон производили двое - рулевой В.И. Чередниченко и механик Е.С. Ребриев. Первый в рубке управлял штурвалом, а второй действовал за кочегара и механика. Пароход «Революция» прибыл в Павловский затон, изрешеченный пулями.

Впоследствии Донская флотилия, а также весь транспортный флот вместе с отступающими частями Красной Армии отошли от Коротояка. Машины с пароходов были сняты и эвакуированы в Саратов, а суда затоплены. После освобождения Верхнего Дона от деникинцев флот был поднят, на пароходы вновь установили прибывшие с Волги машины. Суда стали использоваться для мирных перевозок возрождавшегося Придонья. А пароход «Воронеж» был переименован в пароход «Ленин».

И. Иванов

Новое имя.Герой Советского Союза Л.И. Глебов –

наш земляк Шесть наших земляков удостоены высокого звания Героя Советского Союза. А совсем недавно мы узнали о седьмом - Леониде Ивановиче Глебове. А помогло нам в этом письмо Д.И.Лазаренко из Мордовской АССР. Вот строки из него. «Уже более 24 лет часть своего свободного от работы на заводе времени я посвящаю розыскам, сбору, обобщению и распространению материалов о ратных подвигах малоизвестных Героев Советского Союза, о которых нет никаких сведений в литературе о героях-земляках. В книге А. Гринько и Г. Улаева «Богатыри земли воронежской» я не встретил сведений о герое Глебове Л.И. На протяжении 10 лет я сотрудничаю с Институтом военной истории МО СССР, при содействии которого в конце 1987 года в Воениздате вышел в свет первый том книги «Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь», где помещены фото и краткая справка о Глебове. В 1985 году в Донецке вышла книга А.А. Трокаева «Герои пламенных лет», где в числе других опубликован очерк о Л.И. Глебове».

Мы публикуем его часть.

Леонид Иванович Глебов родился 20 сентября 1913 года в гор. Павловске Воронежской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1940 года. Учился в средней школе в гор. Енакиево Донецкой области. В 1930 году окончил школу ФЗУ. Работал физруком в Енакиевской неполной средней школе. В Советской Армии в 1934-1937 годы и с 1940 года. Окончил Одесское военное пехотное училище имени К.Е. Ворошилова в 1940 году, в 1942 году - Высшие офицерские курсы «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года: на Южном, Центральном, Воронежском фронтах. Подвиг совершил в битве за Днепр в 1943 году. Погиб в бою 20 сентября 1943 года. Похоронен в селе Новоселки Вышгородского района Киевской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года начальнику штаба 989-го стрелкового полка 226-й стрелковой Глуховской дивизии капитану Глебову Л.И. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: