Опорный конспект по дисциплине «Технология
Производства машин»
Лекция №1.
Предмет дисциплины
Изучение типовых технологических процессов механической обработки и сборки изделий в машиностроительном производстве. В результате изучения дисциплины студент обязан:
- знать типовые технологические процессы при механической обработке и сборке изделий в машиностроительном производстве
- уметь использовать эти процессы в качестве аналогов при технологическом проектировании
- знать современные средства технологического оснащения машиностроительного производства (металлорежущие станки, инструменты и приспособления для металлорежущих станков),
- владеть техникой оформления результатов технологического проектирования в стандартных технологических документах
2.Типовые технологические процессы механической обработки деталей машин
2.1 Технология изготовления корпусных деталей
Служебное назначение, требования и конструктивное исполнение
|
|
Корпусные детали в сборочных единицах являются базовыми или несущими элементами, предназначенными для монтажа на них других деталей и сборочных единиц. Конструкция этих деталей должна обеспечивать необходимую точность взаимного расположения установленных на них элементов, как в статическом состоянии, так и при эксплуатации под нагрузкой. Таким образом, при конструировании и изготовлении корпусных деталей необходимо обеспечить требуемую точность размеров, формы и расположения поверхностей, а также прочность, жесткость, виброустойчивость, сопротивление температурным деформациям, герметичность, технологичность и удобство монтажа конструкции.
В конструктивном отношении корпусные детали можно разделить пять основных групп (рис. 2.1):
Первая группа – корпусные детали коробчатой формы в виде параллелепипедов, габариты которых имеют одинаковый порядок. К этой группе относятся корпуса редукторов, коробок скоростей металлорежущих станков, шпиндельных бабок и пр., отверстия в которых предназначены для установки подшипниковых узлов (рис. 2.1, а).
Вторая группа – корпусные детали с отверстиями, длина отверстий в которых значительно меньше диаметра. К этой группе относятся блоки цилиндров двигателей внутреннего сгорания, компрессоров, корпуса пневмо- и гидроаппаратуры: цилиндров, золотников и пр. (рис. 2.1, б). Отверстия в этих деталях являются направляющими для поршня или плунжера.
Третья группа –детали сложной формы для формирования потоков жидкости и газа, которые являются корпусами паровых и газовых турбин или арматурой водо- и газопроводов: вентилей, тройников, коллекторов и пр. (рис. 2.1, в).
|
|
Четвертая группа – корпусные детали с направляющими поверхностями. К этой группе относятся столы, каретки, суппорты, ползуны, которые в процессе работы совершают возвратно-поступательное или вращательное движения (рис. 2.1, г).
Пятая группа – корпусные детали типа кронштейнов, угольников, стоек и пр., которые применяются в качестве опорных элементов(рис. 2.1, д).
Элементами корпусных деталей являются плоские, цилиндрические, фасонные, и другие поверхности, которые обрабатываются или остаются без обработки. Обработанные плоские поверхности служат для присоединения по ним деталей и сборочных единиц. Поэтому они называются присоединительными. При механической обработке эти поверхности используют в качестве технологических баз. Фасонные поверхности, как правило, не обрабатываются. Конфигурация этих поверхностей определена их служебным назначением.
Отверстия в корпусных деталях делятся на основные и вспомогательные отверстия. Диаметр основных отверстий значительно больше диаметра вспомогательных отверстий. Основные отверстия используются как гнезда подшипников и в качестве направляющих поршней и плунжеров. Вспомогательные отверстия предназначены для монтажа болтов, масленок, маслоуказателей и могут быть гладкими и резьбовыми. Эти отверстия также служат базами при механической обработке.