Первый этап «От сердца к сердцу» (4 недели)
|
Первая неделя
|
№ дня
| Название темы занятий дня
| Краткое содержание занятий дня
| Кол.час.
|
Модуль 1.Методологические и психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
|
| Практическое занятие 1.1
ННПООЦ «Бобек» - центр нравственно-духовного образования «Самопознание»
| Знакомство с деятельностью ННПООЦ «Бобек». Знакомство слушателей друг с другом, игры на сплочение команды. Создание позитивного психологического климата, способствующее успешности обучения. Введение в Программу, обзор актуальной информации о правилах проведения курсов и приоритетах Программы. Заполнение вводных анкет.
|
|
| Лекция 1.1
Необходимость обновления образовательной сферы в сторону духовности и гуманизации.
| Обсуждение в группах глобальных проблем современности и путей их решения. Каждая группа представляет сценку об одном из видов кризиса и выход из него с помощью духовно-нравственного образования. Обсуждение в группах необходимости обновления образовательной сферы в сторону духовности и гуманизации.
|
|
Лекция 1.2
Духовно-нравственное образование в исторической ретроспективе.
| Обсуждение в группах того, что объединяет жизнь и учение великих учителей человечества (Сократа, Аристотеля, Конфуция, ЛаоЦзы, М.Монтеня, Р.Декарта, Э.Канта и др).
Обсуждение в группах традиций духовно-нравственного образования в казахской культуре (аль-Фараби, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, Ы.Алтынсарин и др.).
Работа в группах: нарисовать плакат о единстве всех религий, как исторического наследия человечества.
|
|
| Лекция 1.3
Обучение через сознание.
| Обсуждение в группах принципов программы духовно-нравственного образования «Самопознание» и условий преподавания дисциплины «Самопознание».
Обсуждение в группах структуры сознания, оценки воспринимаемой информации и способовочищения сознания. Обоснование и осознание необходимости очищения сознания.
|
|
Лекция 1.4
Духовный гуманизм.
| Обсуждение в группах идей духовного гуманизмав современной философии, психологии и педагогике. Обсуждение в группах структуры человеческой личности и природы ума. Разыгрывание сценок в группах, изображающих три типа педагогики и три стиля учителя.
|
|
| Лекция 1.5
Интеграция самопознания и других дисциплин
| Как интегрировать самопознание и другие дисциплины? Обмен опытом с коллегами. Обсуждениев группах путей интеграции.
Обсуждение в группах новых открытий в нейрофизиологии, биологии, химии, физике,примеров из жизни великих ученых.
Творческая работа в группах: каждая группа приводит свои примеры интеграции в предметы естественнонаучного и гуманитарного цикла.
|
|
Лекция 1.6
Самопознание через внеучебную деятельность.
| Обсуждение в группах вопроса: Как через внеучебную деятельность осуществлять духовно-нравственное образование? Обмен опытом с коллегами.
Обсуждение в группах правил проведения благотворительной акции и важности вдохновляющего примера учителя.
Творческая деятельность в группах: «Исценировка на основе общечеловеческих ценностей».
|
|
| Практическое занятие 1.2
Самоподготовка по первому модулю программы в присутствии преподавателя.
| Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения 1 модуля. Обзор заданий по первому модулю, групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по темам 1 модуля.
|
|
Вторая неделя
|
№ дня
| Название темы занятий дня
| Краткое содержание занятий дня
| Кол.час.
|
| Практическое занятие 1.3
Презентация слушателями материалов первого модуля программы
| Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 1 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 1 модулю.
|
|
| Практическое занятие 1.4
Презентация слушателями материалов первого модуля программы
| Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 1 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 1 модулю.
|
|
Модуль 2.Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
|
| Лекция 2.1
Абсолютные общечеловеческие ценности. Истина как цель самопознания.
| Иерархия ценностей личности. Абсолютные общечеловеческие ценности. Обсуждение в группах вопроса о важности и способах включения общечеловеческих ценностей в содержание образования. Обмен опытом с коллегами.
Общечеловеческие ценности и структура сознания.Обсуждение в группах вопросов: Истина абсолютная и относительная, в чем разница?Беседа о значении правды.
Творческая работа в группах: написать стихотворение или песню на тему: «Настоящая правда – это совесть».
|
|
Лекция 2.2
Энергия Любви.
| Обсуждение в группах сущностиЛюбви как вечной общечеловеческой ценности.
Разыгрывание сценок о видах любви.
Беседа об энергии Любви и опрепятствиях на пути энергии Любви.
Обсуждение в группах вопроса о том, что значит: «провести урок с любовью»? Обмен опытом с коллегами.
Примеры жизни, полной Любви.
|
|
| Лекция 2.3
Праведное поведение как общечеловеческая ценность.
| Обсуждение в группахцелей образовательного процесса в обучении Праведному поведению икачеств, присущих Праведному поведению. Обмен опытом с коллегами.
Обсуждение в группах практики праведного поведения в повседневной жизни.
Обсуждение в группах четырех принципов «потолка для желаний» и выполнение практических заданий по каждому принципу.
|
|
Лекция 2.4
Сущность внутреннего покоя.
| Обсуждение в группахвопросов: Что такое покой? Какпокой связан с умом? Что такое ум? Как я могу работать с умом в повседневной жизни?
Написать в группах стихи о покое.
Обсуждение в группаххарактерных особенностей ненасилия и практики ненасилия в повседневной жизни. Обмен опытом с коллегами.
Обсуждениев группах и разыгрывание сценок на тему: «Ненасилие по отношению к себе».
|
|
| Лекция 2.5
Роль учителя в самопознании
| Обсуждение в группах вопроса: Профессия учителя – ремесло или творчество?
Творческое задание «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Обсуждение в группах правил для учителейи важности позитивного настроя в жизни учителя.
Примеры жертвенности учителей.
Оформить в группах плакат на тему: «Учитель»
|
|
Лекция 2.6
Нравственные качества истинного лидера
| Обсуждение в группах вопросов: Истинный лидер – кто он? Каковы качества истинного лидера? Почему бескорыстие – основа истинного лидерства?
Творческая групповая работа: разыгрывание сценок из жизни на тему: «Поступок истинного лидера».
|
|
Третья неделя
|
|
| Практическое занятие 2.1
Самоподготовка по второму модулю программы в присутствии преподавателя.
| Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения 2 модуля. Обзор заданий по второму модулю, групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по темам 2 модуля.
|
|
| Практическое занятие 2.2
Презентация слушателями материалов второго модуля программы
| Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 2 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 2 модулю.
|
|
| Практическое занятие 2.3
Презентация слушателями материалов второго модуля программы
| Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 2 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 2 модулю.
|
|
Модуль 3.Методика осуществления программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
|
| Лекция 3.1
Творческая мастерская по планированию и проведению урока самопознания.
Вопросы мониторинга школы.
| Обсуждение в группах структуры урока самопознания, основ планирования урока, умения формулировать цель и задачи урока в соответствии с общечеловеческими ценностями и качествами. Обмен опытом планирования и проведения урока самопознания.
Обсуждение в группах важности позитивного настроя на уроке и способов работы сцитатой на уроке самопознания. Обмен вдохновляющим и поучительным опытом проведения позитивного настроя и работы с цитатами на уроке.
Мониторинг школы с позиций программынравственно-духовного образования «Самопознание».
|
|
Лекция 3.2
Творческая мастерская по методу группового пения и использования музыки и творческой деятельности на уроке.
| Обсуждение в группах значения музыки в жизни человекаи методов введения музыки на уроках.
Обмен с коллегами вдохновляющимопытом введения музыки на уроках.
Обсуждение в группах значения творческой и групповой деятельностина уроках самопознания. Обмен с коллегами вдохновляющимопытом проведения различных видов творческой и групповой деятельности.
|
|
| Лекция 3.3
Творческая мастерская по методу рассказывания историй (притч) как способу вовлечения учащихся в процесс глубокой нравственно-духовной беседы.
| Обсуждение в группах диалогического метода обучения, искусства рассказывания историй. Обмен с коллегами вдохновляющим опытом рассказывания историй (притч) и опытом проведения глубоких духовно-нравственных бесед.
Обсуждение в группах вдохновляющего опыта взаимодействия учителя и учащихся в процессе усвоения нравственных знаний.
|
|
Лекция 3.4
Связь с родителями - необходимое условие реализации программы НДО «Самопознание».
| Обсуждение в группахответственности и роли родителей в воспитании детей, ролиматери – как оплота духовной культуры, роли отца как надежного защитника справедливости и порядка. Обмен вдохновляющим и поучительным опытом проведения родительских собраний на духовно-нравственные темы.
Разыгрывание сценок на тему: «Воспитание в сотрудничестве. Качества хорошей семьи».
|
|
Четвертая неделя
|
| Практическое занятие 3.1
Посещениеи анализ урока самопознания.
| Посещение уроков самопознания в общеобразовательных школах. Подробный индивидуальный анализ урока слушателями. Групповое обсуждение урока.
|
|
| Практическое занятие 3.2
Самоподготовка по третьему модулю программы в присутствии преподавателя.
| Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения 3 модуля. Обзор заданий по третьему модулю, групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по темам 3 модуля.
|
|
| Практическое занятие 3.3
Презентация слушателями материалов третьего модуля программы
| Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 3 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренером индивидуальной работы слушателя по 3 модулю.
|
|
| Практическое занятие 3.4
Презентация слушателями материалов третьего модуля программы
| Индивидуальные презентации слушателями одной из тем модуля 3 в группе. Презентация в формате PowerPoint (7-10 слайдов, выступление 5-7 мин., обсуждение 10-15 мин). Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и оценивание тренероминдивидуальной работы слушателя по 3 модулю.
|
|
| Практическое занятие 3.5
Итоговое занятие, завершающее этап«От сердца к сердцу»
| Обратная связь обобщающего характера по итогам изучения трех модулей программы. Обзор заданий для этапа «Практика ценностей», групповое обсуждение. Общие и индивидуальные консультации тренера по заданиям для этапа «Практика ценностей».
Обсуждение вопросов создания сообщества учителей-гуманистов
|
|
Второй этап «Практика ценностей» (6 недель)
|
Этап обучения «Практика ценностей»предполагает выполнение следующих заданий:
1. Планирование и проведение трех уроков самопознания и двух интегрированных уроков (один урок гуманитарного цикла, другой - естественнонаучного цикла) с использованием ключевых идей Программы.
2.Планирование и проведение пяти лекций для учителей одного класса по трем модулям Программы. Индивидуальная методическая поддержка слушателем учителей классав вопросах интегрирования самопознания и других школьных предметов.
3.Планирование и проведение внеучебной деятельности с классом. Индивидуальная методическая поддержка слушателем классного руководителя в вопросах проведения классных часов и внеучебной деятельности.
4.Планирование и проведение двух родительских собраний (в конце и начале второго периода).
5.Ведение дневника учителя-исследователя, в котором отслеживаются:
-изменения в мировоззрении и личной жизни учителя, и то, как эти изменения влияют на качество педагогической деятельности;
-изменения в мировоззрении, в личной и профессиональной жизни учителей из обучаемой группы;
-изменения в жизни и характере учащихся экспериментального класса, изменения в атмосфере класса и в учебе.
6. Эссе о жизнии об одном произведении классика гуманной педагогики.
7. Отзывоб одной изработ педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили.
8. Статья на тему «Роль учителя в духовно-нравственном воспитании личности».
9.Примеры интеграции общечеловеческих ценностей в школьные предметы.
10. Эссе на тему «Истинный лидер в моей жизни».
11. Написание курсовой работы по осмыслению и анализу личного опыта в процессе практики общечеловеческих ценностей и результатов интеграции самопознания в целостный педагогический процесс класса.
12. Оформление портфолио.
Примечание: В процессе выполнения заданий, предназначенных для реализации в период этапа «Практика ценностей», за каждым слушателем будет закреплен куратор из числа тренеров, который будет осуществлять поддержку слушателя средствами асинхронного онлайн-форума и в ходе личной переписки по электронной почте.
|
Третий этап «От сердца к сердцу» (2 недели)
|
Первая неделя
|
№ дня
| Название темы занятий дня
| Краткое содержание занятий дня
| Кол.час.
|
| 1.Создание атмосферы
сотрудничества.
2. Три модуля
Программы в реальной школьной практике.
| Введение в третий этап – «От сердца к сердцу»
(аудиторное обучение) и обсуждение второго этапа – «Практика ценностей». Возможность поделиться позитивным опытом и наметить пути решения проблемных вопросов.
Обсуждение вопросов создания сообщества учителей духовно-нравственного образования. Консультации с коллегами и тренерами.
|
|
| 1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей».
| Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей».
|
|
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе.
| Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей.
|
|
| 1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей».
| Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей».
|
|
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе.
| Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей.
|
|
| 1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей».
| Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей».
|
|
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе.
| Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей.
|
|
| 1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей».
| Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей».
|
|
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе.
| Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей.
|
|
Вторая неделя
|
| 1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей».
| Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей».
|
|
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе.
| Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей.
|
|
| 1.Отчет слушателейпо этапу «Практика ценностей».
| Индивидуальные презентации слушателями своих отчетов по этапу «Практика ценностей» (по одному академическому часу на каждого слушателя).Групповое обсуждение и взаимооценка выступлений. Рекомендации и итоговое оценивание индивидуальной работы слушателя по этапу «Практика ценностей».
|
|
2.Проведение уроков самопознания и внеучебная деятельность с интеграцией общечеловеческих ценностей в школе.
| Творческая групповая работа слушателей. Планирование и проведение интегрированных уроков самопознания, внеучебных, кружковых занятий с учащимися на основе общечеловеческих ценностей.
|
|
| Подготовка к квалификационному экзамену.
| Индивидуальная подготовка к сдаче квалификационного экзамена. Общие и индивидуальные консультации тренера по содержанию Программы.
|
|
| Квалификационный экзамен
| Сдача квалификационного экзамена.
|
|
| 1.Творческий отчет слушателей по практической деятельности в период заключительного этапа «От сердца к сердцу».
| Проведение творческого отчета слушателей в виде выступления учащихся (сценки, поэтические композиции, песни, выставки рисунков, журналистские отчеты, поделки и т.д.). Выступления должны демонстрировать результаты внеучебной деятельности, основанной на общечеловеческих ценностях, которую провели слушатели с учащимися в заключительный период этапа «От сердца к сердцу».
|
|
2. Подведение итогов. Закрытие курсов. Выдача сертификатов
| Круглые столы по подведению итогов базового курса. Возможность поделиться позитивным опытом и наметить пути решения проблемных вопросов. Консультации с коллегами и тренерами. Торжественное закрытие курсов.
|
|
| | | | | | |