Экономика Северного Йемена в первой половине XX в

В первой половине XX в. промышленности в Север­ном Йемене не существовало, были лишь ее зачатки в лице городской мануфактуры. Немногочисленные ре­месленники в малонаселенных городах объединялись в цеховые организации. Крупными городами по йемен­ским меркам могли считаться Сана, Холейда, Забид, Тайза. Их население колебалось от 10 до 20 тыс. жителей и, помимо ремесленников, состояло из небольшой прослойки мелкой буржуазии, представителей торгово-ростовщического капитала, богословов, фео­далов и их отрядов. В общем, йеменский город в тот период представлял собой типичный образец города феодальной эпохи: он был администра­тивным и торговым центром, а население его наряду с кустарно-ремес­ленным промыслом занималось сельским хозяйством.

В рассматриваемый период, как и десятилетия спустя (до 1963 г.), Йемен не имел собственной валюты. В обращении находились сереб­ряные монеты — так называемые талеры Марии-Терезии весом в одну унцию (28,35 г) и содержанием около 90% чистого серебра. У местно­го населения они получили название риалов.

Сельским хозяйством занималось свыше 90% населения. Там же активней, чем в городах, применялся рабский труд. Климатическиеисторические факторы обусловили то обстоятельство, что (цменно горные долины районач Джебель, а не плоскогорья г внутреннего Йемена использовались более интенсивно. В них концентрировалось более 80% обрабатываемой земли. Огромной проблемой являлось искусственное орошение — непременное условие хорошей урожайности. Основными культурами были зерновые: сорго, просо, ячмень, бобовые, кофейные деревья, финиковые пальмы. За исключением фиников другие фруктовые культуры, а также овощи и сахарный тростник выращивались в небольшом количестве в отдельных оазисах. Еще в XIX в. Йемен славился своим знаменитым кофе — мокко (по имени порта Мохи, «герез который он вывозился). Но с конца XIX в. в результате непрерывных политических потрясений и возросшей конкурен­ции на мировом рынке роль Йемена в мировой торговле кофе стала падать.

Животноводство в подавляющем большинстве районов стра­ны играло по отношению к земледелию подсобную роль. Только на крайнем востоке и северо-востоке ЙАР на границе пустыни Руб-эль-Хали имелись области, население которых, ведущее кочевой образ жизни, было занято исключительно пастбищным скотоводством.

Наиболее распространено разведение мелкого рогатого скота — овец и коз. В меньших количествах разводится зебу (местная горба­тая порода крупного рогатого скота), верблюды и ослы.

Коневодство не имело в Йемене широкого распространения. Оно ограничивалось разведением породистых арабских коней, обладание которыми с давних пор было привилегией наиболее богатых и знат­ных слоев населения.

Птицеводство практически ограничивалось разведением кур и более всего было распространено в Тихаме. Преобладали низко­породные куры местных пород. Весьма было развито пчеловодство. В основном им занимались жители долин в западной цепи гор. Из морских промыслов на первом месте стояло рыболовство. Оно было в основном морским, так как внутренние водоемы были бедны рыбой. К тому же население внутренних областей рыбы, как правило, не употребляло. В районах Салифа и Эль-Лухайи в ограниченных количествах добывался также жемчуг и перламут­ровые раковины.

Аграрные отношения и их юридические нормы в Йемене значи­тельно отличались (и отличаются) от стройной системы, изложен­ной в мусульманском праве. Обычное право (т.е. традиция) — «аль-урф» или «аль-ада» — имело в вопросе земледелия большее зна­чение, чем религиозное и светское.

В истории становления аграрных отношений в Йемене явственно прослеживаются две тенденции. Первая — стремление правящих феодальных верхов привести аграрные отношения в соответствие с мусульманскими законами, и особенно с принципом верховной соб­ственности на землю главы мусульманской общины. Значительные площади обрабатываемых земель (сначала турками, а после объяв­ления независимости имамом Яхьей) закреплялись за представите­лями местной знати и купцами. Сам имам претендовал на роль верховного собственника всех земель в качестве главы мусульманс­кой (зейдитской) общины.

Против этой тенденции выступала другая — стремление населе­ния, особенно племен, сохранить традиционные аграрные отноше­ния. Еще с первых веков ислама в Йемене в большем объеме, чем в других арабских странах, был распространен институт частного зем­левладения (мульк). В результате сохранила землю значительная часть собственников предшествующего периода, а владения мусуль­манской общины существенно ограничены.

Но особенно большое влияние на практику аграрных отношений и становление форм земельной собственности оказывало упорное сопротивление крестьянских и особенно родоплеменных общин по­пыткам центральной власти и феодальной верхушки экспроприиро­вать их земли.

В результате сложного переплетения этих факторов в стране су­ществовало несколько форм земельной собственности. Значитель­ные позиции сохраняла общинно-коллективная собственность — пережиток ранее господствовавшей совместной собственности на зем­лю отдельных племен и земельных общин. В большинстве областей, где она сохраняла и сохраняет определенные позиции (особенно на севере страны), общинно-коллективная собственность приняла фор­му собственности большой семьи. Контроль за ее использованием осуществлялся главой семьи (рода).

Однако коллективные формы активно вытеснялись частным зем­левладением. В большей части страны земли оседлых земледельче­ских племен и сельских общин, после того как были закреплены за отдельными крестьянскими семьями, стали предметом наследования, объектом торговых сделок и спекуляций. Такая мелкокрестьянская собственность на землю была и остается широко распространенной по всей стране, а в ряде районов является преобладающей.

Но процесс замены общинной собственности на землю мелкокре­стьянской сопровождался все усиливавшимся процессом перехода крестьянских наделов в руки деревенских богатеев и крупных феода­лов. Особенно широкий размах он приобрел в периоды неоднократно поражавших страну неурожаев и недородов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: