Английские владения в Западной Африке

Перед Первой мировой войной половину всех своих капиталовложений за рубежом Англия направляла в свои колонии в Африке. По объему инвестиций ко­лонии Западной Африки (прежде всего Нигерия и Золотой Берег) занимали третье место после Южной и Восточной Африки. За 1900—1913 гг. сумма капиталовложений в западноаф­риканский регион выросла с 29 млн до 260 млн фунтов стерлингов. Главной сферой приложения капитала была внешняя торговля, ориентированная на вывоз сырья в метрополию. В английских коло­ниях в Западной Африке не было крупных плантационных хозяйств, поэтому обходились скупкой растительного сырья у местных крес­тьян. Вопрос расширения поставок экспортных сельскохозяйствен­ных продуктов решался путем принудительного втягивания африканских крестьянских хозяйств в производство необходимых культур. До конца 30-х г. на долю растительного сырья (пальмовое масло, арахис, какао-бобы) приходилось более 85% всего экспорта из Западной Африки.

Добыча полезных ископаемых в этих колониях давала Англии возможность покрывать свои потребности в олове, марганце, суще­ственно пополнять свои золотые запасы. В первом десятилетии XX в. были приняты ордонансы о концессиях, по условиям кото­рых местные жители были обязаны уступать европейским компа­ниям любые земельные участки, на которых обнаруживали полезные ископаемые в аренду сроком на 99 лет.

Прямые инвестиции на добычу минерального сырья содейство­вали появлению в Нигерии, Сьерра-Леоне, на Золотом Берегу пер­вых очагов промышленного капиталистического производства. Однако эти инвестиции определялись исключительно нуждами мет­рополии и практически не оказывали воздействие на экономическое развитие западноафриканских стран.

Формировавшийся колониально-капиталистический сектор хо­зяйства не ограничивался крупными европейскими компаниями и связанными с ними местными торговыми посредниками. В тесной связи с ростом экспортного производства развивались транспортная инфраструктура, сфера обслуживания, а также сфера управления. К 1913 г. общая протяженность железных дорог в западноафриканс­ких колониях Англии составила около 2300 км.

Важным фактором общественного развития в колониях стала ур­банизация. На местах сельских поселений вырастали города со все увеличивающимся населением. Поселок У нугу (Нигерия) превра­тился в город с населением в 1921 г. в 10 тыс. человек. Экономика и культура городов были ориентированы на потребности современно­го (европейского) сектора хозяйства. Здесь концентрировались бан­ки, филиалы европейских компаний, административные учреждения и т.д., возникал спрос на ремесленников, рабочих, работников канце­лярского и административного аппарата. Африканские рабочие по­лучали мизерную зарплату и, как правило, были лишены легальных возможностей отстаивать свои права. Но уже в 1912 г. в колонии Зо­лотой Берег возникла Ассоциация африканских шоферов, в которую к 1915 г. уже входило около 8 тыс. водителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: