Приемы речи, основанные на контрасте. Задание 1. Закончите высказывания так, чтобы получилась антитеза (противопоставление двух противоположных мыслей или образов)

Задание 1. Закончите высказывания так, чтобы получилась антитеза (противопоставление двух противоположных мыслей или образов). Следите за соразмерностью частей.

1) В прежние века к артистам (их называли комедианты, лицедеи) у нас в России относились презрительно, а ….2) Наука воздействует на наш ум, а ….

Образец антитезы. Лесть имеет приятное начало, но приносит горчайший конец. Бедность учит, а счастье портит.

Задание 2. Из высказываний с антитезой сделайте, если возможно, высказывания с объединением противоположных понятий в единое смысловое целое, без их явного противопоставления, приписывая одному и тому же предмету противоположные качества.

Образец. Одни люди добрые, а другие злые. – Есть люди добрые и злые.

1) Решение суда в чем-то справедливое, а в чем-то нет. 2) В наших вузах есть одни преимущества обучения, а в западных вузах – другие; в наших свои недостатки, а там – свои.

Задание 3. Из пар однокоренных слов составьте высказывания-антитезу, в частях которой противопоставляются понятия, выраженные однокоренными словами.

1) Осуждать – рассуждать. 2) Влюбляться – любить.

Образец. Служить бы рад – прислуживаться тошно. У нас не столько думают над проблемами, сколько выдумывают их.

Задание 4. Закончите высказывание так, чтобы получилась мысль, выводимая из противоположных мыслей, вывод из несовместимых противоположностей.

Образец. Нужно ли за добро считать деньги, который всякий может употребить во зло? (Квинтилиан)

1) Если человек не любит учиться, то можно ли думать, что …. 2) Почему вы думаете, что этот человек – хороший врач, если ….

Задание 5. Закончите высказывание так, чтобы соответствовало образцу.

1) Что вы так много разоблачаете нынешние нравы и безобразия? Если вы ничего не можете сделать против них, то ваши разоблачения не помогут, а если можете, то …. 2) Я не буду вам ничего советовать: если вы человек сведующий, вы обойдетесь без моего совета, а если нет, то ….

Образец. Зачем мне упрекать вас? Если вы честный человек, вы не заслуживаете упрека, если испорченный человек, он вас не тронет.

Задание 6. Закончите фразы так, чтобы заключительная часть предложения контрастировала с вводной частью.

1) Если вы очень богатый человек, …. 2) Если вас хвалят другие, находят в вас большие достоинства, ….

Образец. Если твой враг голоден, накорми его. (Евангелие)

Задание 7. Составьте фрагменты речи (на выбор), в которых будет риторическое отрицание, опровержение того, что только что утверждалось.

1) Относительно тяжелой ситуации в личной жизни. 2) С переходом от пессимистической к более оптимистической оценке окружающих людей, человеческого общества.

Образец. Нужно смириться с существующим положением, все равно от нас ничего не зависит… Нет! Нельзя мириться с безобразиями, нужно бороться, сделать все, что можно, и добиться хоть какого-то улучшения!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: