Производство по уголовным делам в суде надзорной инстанции
©2003г. В.ДЕМИДОВ,
судья Верховного Суда РФ, Секретарь Пленума,
кандидат юридических наук
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" глава 48 УПК РФ ("Производство в надзорной инстанции") введена в действие с 1 января 2003 г. В отличие от действовавшего ранее порядка надзорного производства по уголовным делам указанная глава устанавливает совершенно иной подход к пересмотру в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда.
Прежнее производство в суде надзорной инстанции не без оснований называли особым, исключительным, имея в виду, в частности, то, что опротестование вступивших в законную силу судебных решений зависело от усмотрения соответствующих должностных лиц судов и органов прокуратуры.
Новый УПК коренным образом изменил само содержание рассматриваемой стадии уголовного процесса. Во-первых, упразднен институт опротестования приговоров и иных судебных решений в порядке надзора. Во-вторых, обжалование вступившего в законную силу судебного решения хотя и не приводит к обязательному рассмотрению уголовного дела судом надзорной инстанции, однако влечет, безусловно, вынесение соответствующего мотивированного постановления судьей, рассмотревшим надзорные жалобу или представление. В-третьих, при пересмотре судебного решения в порядке надзора теперь недопустим поворот к худшему.
|
|
Не претендуя на исчерпывающее освещение всех новелл нового порядка надзорного производства, попытаемся остановиться лишь на тех вопросах, при решении которых у практических работников возникают затруднения.
Так, согласно ст. 402 УПК правом обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления наделены осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор. Очевидно, что такое же право должны иметь гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, являвшиеся сторонами на предшествовавших стадиях процесса. Все иные лица указанным правом не обладают: поданные ими жалобы подлежат возврату без рассмотрения.
Как уже отмечалось, одним из субъектов обжалования вступившего в законную силу судебного решения является прокурор. В этой связи возникает вопрос о том, вправе ли ходатайствовать о пересмотре такого решения прокурор, не являвшийся стороной при рассмотрении данного уголовного дела в судах первой и второй инстанций? Представляется, что на этот вопрос следует ответить положительно потому, что в отличие от производства в судах апелляционной и кассационной инстанции, когда право обжалования судебного решения принадлежит именно государственному об-
|
|
винителю, в ст. 402 УПК говорится о таком же праве, но не государственного обвинителя, а прокурора. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что правом обжалования вступившего в законную силу приговора или иного судебного решения обладает прокурор, ранее не участвовавший в рассмотрении дела. Следовательно, надзорное представление может быть внесено как прокурором района, так и прокурором области, которые не участвовали в рассмотрении данного уголовного дела в судах первой и второй инстанции.
В ст. 403 УПК приведен исчерпывающий перечень судов надзорной инстанции. Причем в ней четко определено, в какой из этих судов могут быть обжалованы те или иные судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому, например, если надзорная жалоба на приговор районного суда подана не в президиум областного суда, а непосредственно в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, то она должна быть возвращена заявителю для ее надлежащего пересоставления с указанием на допущенное нарушение требований ст.ст. 375 и 403 УПК.
Аналогично следует поступать и тогда, когда содержание надзорных жалобы или представления не соответствует требованиям ст. 375 УПК — например, если в этих процессуальных документах не приведены доводы в обоснование необходимости пересмотра вступившего в законную силу судебного решения либо отсутствует подпись лица, подавшего жалобу или представление.
Как представляется, в случае возвращения надзорных жалобы или представления срок для их пересоставления назначать не следует, поскольку подача указанных обращений сама по себе не влечет обязательного их рассмотрения непосредственно судом надзорной инстанции.
В отличие от прежнего порядка надзорного производства по уголовным делам ст. 405 УПК не допускает пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в сторону ухудшения положения осужденного, а также пересмотра оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела. Иными словами, производство в суде надзорной инстанции по жалобе или представлению предполагает лишь возможность улучшения положения осужденного. Следовательно, если в надзорной жалобе потерпевшего либо в надзорном представлении прокурора ставится вопрос о пересмотре обвинительного приговора в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, такие обращения подлежат возврату заявителям без рассмотрения со ссылкой на требования ст. 405 УПК. Таким образом, сторона обвинения вправе лишь просить о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений в сторону улучшения положения осужденного либо представить