Реформы системы управления

В данной области были введены многие важные новшества. Правительство переняло концепцию абсолютного монарха, которая впервые в Японии прозвучала в «Законоположениях» Сетоку-тайси, а позднее в манифесте. В итоге монарх становился «господином над народом и над всей страной». Теперь чиновники назначались с его согласия. Чтобы укрепить власть, была принята идея письменного закона, что делало возможным высокую степень управления, вводя контроль издали. Но, несмотря на это, в стране не создалось твердого порядка престолонаследия.

Для создания центрального аппарата Котоку в 645 г. назначили 3-х министров: садайдзин (левого), удайдзин (правого) и найдайдзин (двора). В 649 г. было объявлено о создании 6-ти палат: первая палата придворных церемоний и гражданских чинов; вторая – по делам знати и государственного церемониала; третья палата - народных дел; четвертая – военных дел; пятая палата – уголовных дел; шестая – казны. Позднее были добавлены еще две: императорских дел и императорской казны.

В системе власти существовал Государственный совет (Дадзëкан), который состоял из трех советников (о них есть сведения в «Нихонги») и трех министров. Кроме того, был создан Совет по делам религии (Дзингикан), ведавший синтоистскими праздниками, контролировавший синтоистские храмы, что было новым шагом по сравнению с системой китайской администрации.

Для управления страной в 645 г. в восточных провинциях были назначены губернаторы. А в 646 г. выделили Внутренние провинции как опору императора, и здесь были назначены уездные начальники, устроены заставы, почтовые дворы, сторожевые пункты. Губернаторов назначали на определенный срок, а начальники уездов утверждались пожизненно из числа бывших вождей родовых общин. Подобное положение было и в военной сфере. Командиры воинских частей назначались губернаторами из числа семей уездных начальников или местных богатеев. Как уже говорилось выше, централизованная монархия опиралась на бывшую родовую аристократию и глав общин, которых включили в систему низовой администрации. Немаловажно и то, в создававшемся аппарате управления простолюдину было очень трудно подняться на высшие должности в чиновничьей иерархии, которые автоматически присваивались детям аристократии по достижению определенного возраста.

В следствие реформы страна была поделена на провинции (куни или коку), те в свою очередь делились на уезды (кори), среди которых различалось 4 класса. Характеристика каждого кори зависела от числа поселков или сел. В 652 г. началась реорганизация податного населения. 50 дворов (ри, сато) объединились в поселок во главе со старшиной, нарушая компактную целостность прежней деревни. 5 дворов объединялись на началах взаимопомощи и возглавлялись старшими из патриархов. Таким образом, продолжением территориально-административного деления стали 3 следующие ячейки: поселок, пятидворка, двор. Социальное значение этого мероприятия заключалось во вмешательстве в структуру общины с целью ее упорядочения. При этом определенное количество дворов давались аристократам в кормление.

В итоге можно отметить, что наиболее удались реформы, касающиеся центральной администрации, военного дела и чиновничества. Реформы, затрагивающие провинции и уезды, не могли быстро воплотиться в жизнь, т.к. их власти еще долго были связаны с клановыми структурами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: