ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
3.1. Основы технологий построения информационных систем
3.1.1. Традиционные и альтернативные системы построения ИС
В основе деятельности по созданию и использованию информационной системы на предприятии лежит понятие ее жизненного цикла (ЖЦ). ЖЦ является моделью создания и использования информационной системы.
Этапы жизненного цикла информационной системы:
• идея, определение цели;
• изучение и системный анализ предметной области;
• проектирование системы;
• программирование;
• внедрение;
• поддержка и развитие;
• совершенствование.
Менеджеры принимают активное участие на 1-м, 2-м, 5-м этапах, поскольку они являются конечными пользователями и в дальнейшем именно им придется решать свои проблемы и задачи с помощью информационной системы.
На двух первых этапах дается ответ на вопрос: «Что должна делать будущая система?». Именно здесь лежит ключ к успеху всего проекта. Стратегия автоматизации должна соответствовать приоритетам и стратегии бизнеса. В практике создания больших систем известно немало примеров неудачной реализации проекта именно из-за неполноты и нечеткости определения системных требований.
|
|
Необходимые условия начала работ по внедрению информационных системах:
· Финансовая устойчивость предприятия;
· Наличие убеждения у высшего руководства предприятия;
· Достаточная мотивация большинства квалифицированных работников;
· Наличие достаточного количества квалифицированных сотрудников, способных к обучению.
Примеры целей создания информационной системы:
1. Снижение стоимости продукции.
2. Увеличение ассортимента, количества продукции.
3. Сокращение времени от разработки до выхода на рынок. Автоматизация является инвестиционной деятельностью, к ней применимы все методы по оценке эффективности инвестиции.
Изучение и системный анализ предметной области. Предметная область — часть реального мира, подлежащая изучению с целью организации управления и, в конечном счете, автоматизации. Предметная область представляется множеством фрагментов, например, предприятие — цехами, дирекцией, бухгалтерией и т.д. Каждый фрагмент предметной области характеризуется множеством объектов и процессов, использующих объекты, а также множеством пользователей, характеризуемых различными взглядами на предметную область.
На данном этапе проводится сбор и представление информации о деятельности предприятия в формализованном виде, пригодном для дальнейшего выбора и внедрения информационной системы предприятия. Проводится анализ существующих БП и разрабатывается проект реинжиниринга БП и реорганизации предприятия. Создается бизнес-модель предприятия. В настоящие время разработан ряд методологий для описания бизнес процессов предприятия.
|
|
Проектирование системы и программирование. В настоящее время разработка информационной системы предприятия собственными силами нецелесообразна, так как на рынке имеется большое количество профессиональных систем, прошедших апробацию практикой, а на разработку полноценной системы с нуля могут уйти годы. К альтернативным подходам к построению информационных систем можно отнести:
• Использование прототипов;
• Применение готовых пакетов программ;
• Аутсорсинг.
В качестве критериев для выбора готовой системы можно использовать следующие:
1. Полнота охвата функций, подлежащих автоматизации;
2. Соответствие стандартам ERP;
3. Поддерживаемые платформы, совместимость с уже имеющимся на предприятии ПО и ТО;
4. Поддержка работы в сети;
5. Удобство использования, интуитивно понятный интерфейс;
6. Степень защищенности от несанкционированного доступа;
7. Географическая близость фирмы-разработчика или ее представителя, осуществляющих внедрение и поддержку системы;
8. Модульность системы, возможность приобретать отдельные модули;
9. Масштабируемость системы.
Если вы не можете приобрести ИС целиком, то рекомендуем приобретать отдельные модули одной комплексной системы.
Внедрение. На данном этапе необходимо выбрать стратегию внедрения. Виды стратегий:
1. Самостоятельное внедрение;
2. Под ключ;
3. Совместно;
4. Аутсорсинг.
Самостоятельное внедрение. Крупные информационные системы можно внедрять только в случае, когда у вас уже есть внедрённые системы. Но это встречается очень редко.
Внедрение под ключ. Компания нанимает консультанта, который в заданном регламенте внедряет систему. Компания определяет функциональность, систему и т.д., и через определённый промежуток времени (например, через полгода) консультант сдаёт результаты работы.
Совместное внедрение. В процессе внедрения с помощью фирмы консультанта обучается большое количество квалифицированного персонала, способного потом поддерживать систему.
Аутсорсинг - передача функций управления информационной системой или её частью внешней компании. Аутсорсинг — активно развивающаяся в настоящее время форма услуг.
3.1.2. Проектирование информационных систем. Методологии разработки систем
Функциональное моделирование является важным элементом анализа, который выполняется на начальном этапе проектирования любой автоматизированной информационной системы, в том числе и системы управления предприятием. Разработка и анализ функциональной модели деятельности предприятия позволяет достаточно глубоко погрузиться в предметную область, выявить бизнес-процессы, используемые на предприятии, определить информационные потоки, выявить узкие места в деятельности предприятия.
Бизнес-модель предприятия может создаваться с помощью различных инструментов. В настоящее время проработаны ряд методологий, позволяющих взяться за создание функционально-информационного описания бизнес-процессов предприятия. Функциональная модель представляет собой структурированное изображение функций производственной системы или среды, информации и объектов, связывающих эти функции.
Существуют различные методологии построения ИС, наиболее известными являются следующие:
• структурный подход;
• объектно-ориентированный подход;
• CASE (Computer Aided Software Ingineering);
• реинжиниринг программного обеспечения.
Для структурного подхода характерно выполнение «шаг за шагом, сверху вниз». Каждый шаг строится на основе предыдущего. В данном подходе используется структурный анализ, структурный дизайн, структурное программирование, диаграммы потоков данных.
|
|
Структурный анализ определяет входы, процессы, выходы системы. Система разбивается на подсистемы или модули (декомпозиция), затем строится графическая модель информационных потоков. На диаграммах потоков данных отображаются компоненты процесса, потоки данных.
Для целей структурного анализа традиционно используются три группы средств, иллюстрирующих:
• функции, которые система должна выполнять;
• отношения между данными;
• зависящее от времени поведение системы (аспекты реалького
времени).
Среди многообразия графических нотаций, используемых для решения перечисленных задач, в методологиях структурного анализа наиболее часто и эффективно применяются следующие:
DFD (Data Flow Diagrams) — диаграммы потоков данных совместно со словарями данных и спецификациями процессов (мини-спецификациями);
ERD (Entity-Relationship Diagrams) — диаграммы «сущность-связь»;
STD (State Transition Diagrams) — диаграммы переходов состояний — они содержат графические и текстовые средства моделирования: первые — для удобства отображения основных компонент модели, вторые — для обеспечения точного определения ее компонент и связей.
Классическая DFD показывает внешние по отношению к системе источники и стоки (адресаты) данных, идентифицирует логические функции (процессы) и группы элементов данных, связывающие одну функцию с другой (потоки), а также идентифицирует хранилища (накопители) данных, к которым осуществляется доступ. Структуры потоков данных и определения их компонент хранятся и анализируются в словаре данных. Каждая логическая функция (процесс) может быть детализирована с помощью DFD нижнего уровня; когда дальнейшая детализация перестает быть полезной, переходят к выражению логики функции при помощи спецификации процесса (мини-спецификации). Содержимое каждого хранилища также сохраняют в словаре данных, модель данных хранилища раскрывается с помощью ERD. В случае наличия реального времени DFD дополняется средствами описания зависящего от времени поведения системы, раскрывающимися с помощью STD. Эти взаимосвязи показаны на рис. 3.1.
|
|
Необходимо отметить, что для функционального моделирования наряду с DFD достаточно часто применяется и другая нотация — SADT (точнее, ее стандартизованное подмножество IDEF0).
Таким образом, перечисленные выше средства позволяют сделать полное описание системы независимо от того, является ли она существующей или разрабатываемой с нуля. Такое подробное описание того, что должна делать система, освобожденное насколько это возможно от рассмотрения путей реализации, получило название спецификации требований, дающей проектировщику, реализующему следующий этап ЖЦ, четкое представление о конечных результатах, которые должны быть достигнуты.
Диаграммы потоков данных (DFD — Data Flow Diagramm) строятся из следующих элементов: функция, поток данных, хранилище данных, внешняя сущность (см. табл.3.1). Такой тип обозначений элементов DFD- диаграммы получил название "нотация Иордона-Де Марко", по именам разработавших его специалистов. Функции, хранилища и внешние сущности на DFD-диаграмме связываются дугами, представляющими потоки данных. Дуги могут разветвляться или сливаться, что означает, соответственно, разделение потока данных на части, либо слияние объектов. При интерпретации DFD-диаграммы используются следующие правила:
• Функции преобразуют входящие потоки данных в выходящие.
• Хранилища данных не изменяют потоки данных, а служат только для хранения поступающих объектов.
• Преобразования потоков данных во внешних сущностях игнорируется.
Таблица 3.1. Элементы диаграммы потоков данных
Элемент | Описание | Обозначение | |
Функция | Действие, выполняемое моделируемой системой | / Имя 1 функции 1 | |
Поток данных | Объект, над которым выполняется действие. Может быть информационным (логическим) или управляющим. (Управляющие потоки обозначаются пунктирной линией со стрелкой). | Имя объекта | |
Хранилище данных | Структура для хранения информационных объектов | Имя объекта | |
Внешняя сущность | Внешний по отношению к системе объект, обменивающийся с нею потоками данных | Имя внешнего объекта |
Таблица 8
Помимо этого, для каждого информационного потока и хранилища определяются связанные с ними элементы данных. Каждому элементу данных присваивается имя, также для него может быть указан тип даных и формат. Именно эта информация является исходной на следующем этапе проектирования — построении модели "сущность-связь". При этом, как правило, информационные хранилища преобразуются в сущности, проектировщику остается только решить вопрос с использованием элементов данных, не связанных с хранилищами.
Построим DFD-диаграмму для предприятия, строящего свою деятельность по принципу "изготовление на заказ". На основании полученных заказов формируется план выпуска продукции на определенный период. В соответствии с этим планом определяются потребность в комплектующих изделиях и материалах, а также график загрузки производственного оборудования. После изготовления продукции и проведения платежей, готовая продукция отправляется заказчику.
Рис.3.1. Функциональная модель |
На рис. 3.1. представлена функциональная модель описываемого предприятия. Эта диаграмма представляет самый верхний уровень функциональной модели. Естественно, это весьма грубое описание предметной области. Уточнение модели производится путем детализации необходимых функций на DFD-диаграмме следующего уровня. Так мы можем разбить функцию "Определение потребностей и обеспечение материалами" на подфункции "Определение потребностей", "Поиск поставщиков", "Заключение и анализ договоров на поставку", "Контроль платежей", "Контроль поставок", связанные собственными потоками данных, которые будут представлены на отдельной диаграмме. Детализация модели должна производится до тех пор, пока она не будет содержать всю информацию, необходимую для построения информационной системы.
Другие нотации, используемые при построении диаграмм потоков данных. Помимо нотации Иордона-Де Марко для элементов DFD-диаграмм могут использоваться и другие условные обозначения (OMT, SSADM, нотация Гейна-Сарсона и т.д.). Все они обладают практически одинаковой функциональностью и различаются лишь в деталях. Например, в нотации Гейна-Сарсона для обозначения функций используются прямоугольники с закругленными углами, а также не рассматриваются управляющие потоки данных. В остальном эти системы обозначений эквивалентны.
Инструментальные средства проектирования (CASE-системы), как правило, поддерживают несколько нотаций представления DFD-диаграмм. Одной из таких систем является Power Designer компании Sybase, который включает следующие модули:
Process Analyst — построение диаграмм потоков данных с использо- ваанием любой из вышеупомянутых нотаций
Data Analyst — построение диаграмм "сущность-связь" и преобразование ее в реляционную модель
Application Modeller — средство для генерации приложений Методология SADT (IDEF0). Методология SADT (Structured Analisys and Design Technique) разработана Дугласом Т. Россом в 1969-73 годах. Она изначально создавалась для проектирования систем более общего назначения по сравнению с другими структурными методами, выросшими из проектирования программного обеспечения. IDEF0 (подмножество SADT) используется для моделирования бизнес-процессов в организационных системах и имеет развитые процедуры поддержки коллективной работы. Методология IDEF0 (Руководящий документ Госстандарта РФ "Методология функционального моделирования IDEF0") предназначена для функционального моделирования, то есть моделирования выполнения функций объекта, путем создания описательной графической модели, показывающей что, как и кем делается в рамках функционирования предприятия.
Правила интерпретации модели:
■ функциональный блок (функция) преобразует входные объекты в выходные;
■ управление определяет, когда и как это преобразование может или должно произойти;
■ исполнитель осуществляет это преобразование.
Каждый блок IDEF0-flHarpaMMbi может быть представлен несколькими блоками, соединенными интерфейсными дугами, на диаграмме следующего уровня. Эти блоки представляют подфункции (подмодули) исходной функции. Каждый из подмодулей может быть декомпозирован аналогичным образом. Число уровней не ограничивается, зато рекомендуется на одной диаграмме использовать не менее 3 и не более 6 блоков.
На рис. 3.2 представлена IDEF0-мoдeль деятельности предприятия. Методология IDEF0 реализуется с помощью пакетов ARIS, BPWIN.
3.2. Интегрированные информационные системы
3.2.1. Понятие корпоративных информационных систем (КИС)
Рассматривая классификацию информационных систем, мы отмечали, что наибольший эффект дает применение интегрированных систем, охватывающих все сферы деятельности предприятия, и что информационная система будет эффективной, если на предприятии эффективно работает система управления. В последнее время интегрированные системы управ-
Корпоративная система управления (КИС) предприятием — это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Ведущую роль здесь играет система управления, а автоматизация выполняет второстепенную роль. «Корпоративность» в определении КИС означает соответствие системы нуждам крупной фирмы, имеющей сложную территориальную структуру, и объединяющую все функциональные подсистемы.
КИС охватывают эксплуатационный, тактический и частично стратегический уровни управления.
3.2.2. Стандарты интеграции систем: MRP, MRP II, ERP, CSRP
Не существует специальных стандартов, регламентирующих функции КИС, но как правило такие системы ориентируются на широко распространенные методологии MRPII и ERP, фактически являющиеся стандартами управления бизнесом. Данные стандарты разработаны американским обществом по контролю за производством и запасами (American Production and Inventory Control Society, APICS).
Рис.3.2. IDEFO-модель деятельности предприятия. |
Исходным стандартом систем управления предприятием стал стандарт MRP (Material Requirements Planning), появившейся в 70-х годах. Он включает в себя планирование материалов для производства.
Следующим был MRP II (Manufacturing Resource Planning), позволяющий планировать все производственные ресурсы предприятия (сырьё, материалы, оборудование и т.д.).
Его развитием стала концепция стандарта ERP (Enterprise Resource Planning). В нем интегрировалось управление всеми ресурсами предприятия с добавлением управления заказами, финансами и т.д.
Последней появилась концепция стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), регламентирующая взаимодействие с клиентом, субподрядчиком — выходя из рамок внутренней во внешнюю деятельность предприятия.
В настоящее время на мировом рынке около 500 систем, соответствующих стандартам MRP II и ERP; 5-6 из них разработаны в России. По оценкам специалистов, количество успешных инсталляций систем данного класса на российских предприятиях около 300. По материалам APICS в ERP-концепции системы управления предприятием принято выделять следующие основные элементы.
1. Управление цепочками поставок SCM (Supply Chain Managment, ранее — DRP, Distribution Resource Planning).
2. Усовершенствованное планирование и составление расписаний APS (Advanced Planning and Scheduling).
3. Модуль автоматизации продаж SFA (Sales Force Automation).
4. Управление конфигурированием SCE (Stand Alone Configuration Engine).
5. Окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning).
6. Интеллект бизнеса, OLAP-технологии BI (Business Intelligence).
7. Электронная коммерция EC (Electronic Commerce).
8. Управление данными об изделии PDM (Product Data Managment).
В настоящее время на российском рынке информационных систем управления предприятием можно выделить три группы.
Первая группа — это крупные интегрированные пакеты зарубежных разработчиков класса MRP II/ERP, ориентированные на управление на основе бизнес-процессов.
Данную группу образуют комплексы интегрированных приложений для автоматизации всей деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до среднего предприятия. К данной группе относятся продукты высшего ценового класса от SAP AG (R/3), ORACLE (Oracle Application), BAAN (BAAN IV), Navision-Microsoft (AXAPTA) и др. Западные системы обычно сделаны «под ключ», поставщики внедряют свои системы как самостоятельно, так и с помощью российских партнеров. Формирование стоимости систем трехуровневое и включает стоимость лицензии на инсталляцию, стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость настройки и внедрения. Причем стоимость настройки и внедрения в три- четыре раза выше стоимости инсталляции системы.
Вторая группа — это средние интегрированные пакеты отечественных разработчиков (Галактика, Парус, БОСС-Корпорация). Используя западные платформы, например СУБД ORACLE, российские производители предлагают свои корпоративные системы управления, превосходящие западные по двум основным параметрам — доступным ценам и учету российской специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще не достигли полной реализации технологий MRPII/ERP.
Третья — малые интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.
В таблице 3.2. приведены примеры наиболее известных систем.
Оценка эффекта внедрения системы автоматизации управления существенно зависит от сектора экономики и конкретного предприятия. Для издержек внедрения можно использовать оценки затрат времени и средств, показанные в таблице 3.3.
Таблица 3.2. Примеры систем управления предприятием
Класс систем | Название | Разработчик | Стоимость, в тыс. $ |
Крупные интегрированные системы | R/3 Baan IV Oracle E-Business Suite | SAP Baan Oracle | Свыше 500 |
Средние интегрированные системы | JD Edwards SyteLine Галактика Парус Босс-Корпорация | Edwards SOCAP Галактика, Россия Парус, Россия АйТи, Россия | 200- 500 |
Малые интегрированные системы | Concord XAL Scala Platinum SQL БЭСТ-ПРО | Columbus IT Partner Scala Platinum Software Corporation Интеллект-Сервис, Россия | 50- 300 |
Локальные системы | 1С БЭСТ Инфин | 1С, Россия Интеллект-Сервис, Россия Инфин, Россия | 5 - 50 |
Таблица 3.3. Издержки внедрения систем управления предприятием
Локальные системы | Малые интегрированные системы | Средние интегрированные системы | Крупные интегрированные системы | |
Внедрение | Простое; "коробочный вариант" | Поэтапное или "коробочный вариант", более 4 мес. | Только поэтапное, более 6-9 мес. | Поэтапное сложное, более 9-12 мес. |
Фукциональность | Учетные системы | Комплексный учет и управление финансами | Комплексный учет, управление снабжением, производством, сбытом, финансами, овладение стратегиями развития. | |
Соотношение затрат на лицензию/ внедрение /оборудование | 1/0.5/2 | 1/1/1 | 1/2/1 | 1/1-5/1 |
Примерная стоимость, тыс. $ | 5- 50 | 50-300 | 200-500 | 500 и более |
Крупные КИС, чаще всего, не являются готовым продуктом, но представляют собой совокупность программных модулей и баз данных, а также технологию их настройки и применения. В связи с высокой стоимостью и сложностью таких систем, они доступны только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии обычно занимает от 6 до 18 месяцев. При этом предполагается, что предприятие имеет четко определенную структуру управления, которая не подвержена резким изменениям. Модель этой организационной структуры закладывается в основу информационной системы. Предприятие, находящееся на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС. Таким предприятиям нужны легко настраиваемые недорогие средства оперативного управления и поддержки принятия решений.
3.3. Системы поддержки аналитических исследований
Потребность в аналитических программах для рынка реальных инвестиций не оказалась не замеченной. В настоящее время разработкой таких программ заняты около десятка фирм.
Сегодняшний рынок представлен двумя классами программ: для финансового анализа предприятий и для оценки эффективности инвестиций. Такое деление отражает различие как в перечне решаемых задач, так и в источниках используемой при анализе информации.
Программы анализа деятельности предприятий ориентированы на комплексную оценку прошедшей и текущей работы. Они позволяют получить оценки общего состояния, включая оценки показателей устойчивости, ликвидности, эффективности использования капитала, оценки имущества и др. Заложенные в программах алгоритмы анализа в основном базируются на работах авторитетных российских ученых, различных зарубежных методиках и собственных исследованиях фирм-разработчиков.
Источником информации для решения подобного рода задач служат документы бухгалтерской отчетности, которые составляются по единым формам независимо от типа собственности и включают собственно бухгалтерский баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и их использовании, отчет о состоянии имущества предприятия и отчет о наличии и движении денежных средств. Практически все программы предполагают специальные приемы корректировки статей баланса, позволяющие формировать баланс-нетто и использовать его для последующей аналитической обработки. Даже предварительное знакомство с балансом может дать специалисту достаточно информации, чтобы понять общую картину текущего состояния предприятия, его устойчивости и перспектив развития.
Среди программ данного класса можно выделить следующие: Audit- Expert фирмы PRO-INVEST Consulting, ЭДИП фирмы "ЦентрИнвест- Софт", "Альт-Финансы" фирмы "Альт", "Финансовый анализ" фирмы "Инфософт", АФСП фирмы ИНЭК.
Другой класс компьютерных программ ориентирован на оценку эффективности капиталовложений и в качестве методической основы используют хорошо известную специалистам так называемую методику ЮНИДО (Организация объединенных наций по промышленному развитию).
Основные положения методики ЮНИДО предполагают использование бюджетного подхода к планированию инвестиций и методов дисконтирования. Методика позволяет учесть в расчетах влияние инфляции на основные технико-экономические показатели. Ее программная реализация - пакет Comfar — по целому ряду причин, вызванных спецификой российских условий (высоким и нестабильным уровнем инфляции, особенностями налогообложения), не обеспечивает адекватную оценку основных показателей рентабельности инвестиций: приведенной стоимости капиталовложений. Из-за высокой стоимости (около 5 000$), неудобной работы с этим пакетом (программа написана на языке Паскаль в конце 70-х годов) и невозможности корректного использования в российских условиях программа Comfar не получила широкого распространения в нашей стране.
Эти факторы заставили адаптировать методику ЮНИДО к российским условиям и привели к разработке отечественных программ для оценки реальных инвестиций. Наибольшую известность в этом классе программ получили: "Project Expert" фирмы PRO-INVEST Consulting, FOCCAL фирмы "ЦентрИнвестСофт".
Существует также особый класс универсальных компьютерных программ для проведения комплексного сравнительного анализа объектов капиталовложений. В ходе анализа учитывается и предыстория развития предприятия, реализующего проект, и прогноз его будущей деятельности. К этой группе можно отнести программный комплекс "Инвестор" фирмы "ИнЭк".
Фирма PRO-INVEST Consulting разработала комплекс аналитических программ, позволяющих получить оценку деятельности за прошлые периоды и разработать прогноз на будущее (см. рис. 15). Рассмотрим эти программы.
Project Expert — сетевая система финансового моделирования. Предназначена для анализа эффективности инвестиций и управления инвестиционными проектами. Позволяет детально описать и спроектировать деятельность любого предприятия, с учетом изменяющихся параметров внешней среды, подготовить необходимые документы на нескольких языках (бизнес - план и др.), сравнить варианты проектов и управлять группой проектов.
Рис. 3.3. Программы фирмы PRO-INVEST Consulting и их использование для анализа и прогноза
Audit Expert - программа оценки финансового состояния предприятия. На основе, включенных в систему стандартных (или настроенных пользователем) сценариев анализа, позволяет преобразовать российские бухгалтерские отчеты за 1994-1997 годы в аналитические таблицы, соответствующие требованиям Международных Стандартов Бухгалтерского Учета. Содержит специальный модуль переоценки стоимости предприятия. На рис. 3.4. представлена возможность обмена данными продуктов фирмы PRO-INVEST Consulting с другими программными продуктами.
Questionnaire&Risk - экспертная система анализа рисков на стадии подготовки проекта.
Forecast Expert - система прикладного прогнозирования. Позволяет получить достоверный прогноз любых событий, которые можно описать рядом чисел (изменение курса акций, цены на различные товары и т.д.), учесть сезонные колебания и влияние других факторов.
Sales Expert —_система для анализа продаж.
Marketing Expert - программа для разработки стратегического и тактического планов маркетинга, включая аудит маркетинга, конкурентный анализ и сегментный анализ прибыльности.
Рис.3.4. Обмен данными между программами
3.4. Экспертные системы
Постоянно возрастающие требования к средствам обработки информации в экономике и социальной сфере стимулировали компьютеризацию процессов решения эвристических (неформализованных) задач типа «что будет, если», основанных на логике и опыте специалистов. Основная идея при этом заключается в переходе от строго формализованных алгоритмов, предписывающих, как решать задачу, к логическому программированию с указанием, что нужно решать на базе знании, накопленных специалистами предметных областей. Для решения задач подобного класса используются так называемые экспертные системы (ЭС).
Основу экспертных систем составляет база знаний, в которую закладывается информация о данной предметной области. Имеются две основные формы представления знаний в ЭС: факты и правила. Факты фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов. Правила
описывают соотношения между фактами, обычно в виде логических условий, связывающих причины и следствия.
Экспертные системы — это системы обработки знаний в узкоспециализированной области подготовки решений пользователей на уровне профессиональных экспертов.
Экспертные системы используются для таких целей как:
• интерпретация состояния систем;
• прогноз ситуаций в системах;
• диагностики состояния систем;
• целевое планирование;
• устранение нарушений функционирования системы;
• управление процессом функционирования; и т. д.
В качестве средств компьютерной реализации экспертных систем используют так называемые оболочки экспертных систем. Примерами оболочек экспертных систем, применяемых в экономике, являются: Шэдл (Диалог), Expert-Ease и др. Сложность создания ЭС и поддержки их в актуальном состоянии порождает их высокую стоимость.
3.5. Справочно-правовые системы
Любая предпринимательская деятельность немыслима без оперативной юридической поддержки. Учитывая большое количество издаваемых в последние годы нормативных актов, постоянного внесения поправок в существующие нормативные акты, в составе автоматизированного рабочего места необходимо иметь справочно-правовую систему (СПС).
Системы такого типа работают по принципу выбора информации по запросу. Запрос, в свою очередь, представляет собой совокупность поисковых признаков (дескрипторов), характеризующих искомый объект. В качестве дескрипторов во всех предлагаемых на рынке юридических СИС используют реквизиты документов: вид документа, принявший орган, дата принятия и регистрации, название и статус документа и др. Тем самым ограничивается информационное пространство, в котором осуществляется поиск. Если в запросе точно указаны реквизиты документов, то ответ на такой запрос будет получен однозначно.
Однако в СПС возможен поиск не только единичных документов, но и любой их совокупности. Для этого используются такие виды поиска, как:
• тематический (по рубрикатору документов);
• контекстный;
• по ключевым словам или словосочетаниям;
• хронологический.
Реализован поиск и по логическим условиям (и, или, кроме, рядом). Если известны точные значения нескольких поисковых признаков, то начинать поиск следует по возможности с уникального, который заведомо не имеет аналогов и может трактоваться только однозначно или сужает поисковое пространство до минимального. При отсутствии подобного дескриптора можно применить любое сочетание любых других признаков.
Сегодня на рынке предлагается более 10 видов автоматизированных справочно-поисковых систем законодательных актов, различающихся по тематике, количеству документов, содержащихся в базе данных, способом поиска информации и интерфейсом. Среди всех систем выделяют универсальные, содержащие нормативные акты по всем видам законодательства и специализированные по какой-либо одной отрасли права.
К системам универсального типа относятся "Консультант Плюс", "Гарант", "Эталон", "ЮСИС", "Кодекс", "Юрисконсульт", "ИНЭК", "1С:Кодекс","Референт". К системам специализированного типа можно отнести пакеты фирм "Инфосетъ", "Крокус Интернешнл", "Мастер Хелп". Разработчики универсальных пакетов предлагают и специализированные пакеты. Например, "Консультант Плюс" предлагает пакет "Консультант Бухгалтер", "Деловые бумаги", "Региональное законодательство" и другие.
Из всех перечисленных правовых пакетов наиболее популярны на рынке "Консультант Плюс" и "Гарант", поэтому подробнее охарактеризуем именно их.
Система "Консультант Плюс" поступила на рынок в 1992 г. и через пять лет насчитывала более 50000 пользователей в 150 городах России. Более того, Министерство финансов и другие официальные органы рекомендовали использовать этот пакет во всех подчиненных подразделениях. Преимущества данной системы по сравнению с другими заключаются в следующем.
Разработчики пакета "Консультант Плюс", учитывая, что использование СУБД малоэффективно для работы с текстами, т.к. документы в нормативном виде представляют собой текстовые файлы размером до 0,5Мб, применили для поиска информации оригинальные подходы. Поэтому программно система реализована на языке СИ с использованием специально разработанного формата базы данных и способа индексации. Такой подход позволяет практически мгновенно осуществлять поиски документов и их фрагментов. Большое удобство для пользователя — это возможность выбора логических условий при формировании запроса.
Система "Консультант Плюс" функционирует как в среде MS DOS, так и WINDOWS и выпускается как в сетевом, так и в индивидуальном пользовательском варианте. Пользователь имеет возможность выполнять перечисленные ниже и многие другие процедуры при работе с правовыми актами и подготовке документов:
1. Быстро переходить из текста одного документа в другой по разветвленной системе перекрестных ссылок;
2. Получать списки (тексты) документов, информационное содержание которых взаимосвязано;
3. Осуществлять работу в многооконном режиме просмотра текста документов;
4. Очень просто переносить текст выбранного документа в стандартный редактор Word и работать в нём: редактировать, добавлять новые фрагменты из других документов и т.д., а затем сохранять новый текст в необходимой папке.
5. При наличии выхода в компьютерную сеть оперативно пополнять информационный банк из эталонного банка, причем уникальная особенность "Консультант Плюс" заключается в сочетании режима "гипертекста" с "кусочным" пополнением, т.е. без полной замены текстов. В компьютерных системах составления стандартизированных документов гипертексты используются для представления документов в разных формах и с разной степенью подробности. Пользователь по своему желанию может получить нужный ему документ, выбирая тот или иной путь движения по сети, представляющий множество возможных разновидностей документов. При синтезе новых текстов гипертекстовые технологии позволяют синтезировать разнообразные тексты, "набираемые" из кусков текстов, находящихся в вершинах сети, описывающей некоторый гипертекст.
В системе "Консультант Плюс" содержатся документы, изданные высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также министерствами и ведомствами. Поэтому здесь можно найти наиболее полную информацию по всем разделам гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства.
В автоматизированной системе обеспечивается высокий уровень достоверности информации. Все документы вводятся только с официальных текстов. Копии последних версий хранятся в архиве компании "Консультант Плюс" и в случае необходимости могут быть предоставлены пользователю.
Каждый новый документ включается в соответствующий раздел системы только после специальной многоуровневой проверки на соответствие оригиналу. Обеспечение полной аутентичности электронных текстов достигается за счёт того, что все документы несколько раз проверяются независимыми корректорами, а затем ещё и с помощью специальных программных средств. Таким образом, практически полностью исключается возможность появления ошибок и опечаток.
Компания "Консультант Плюс" имеет программу информационного сотрудничества со всеми структурами органов власти и управления РФ, которые создают и издают документы, соответствующие по статусу государственному уровню. Аналогичным образом поддерживается связь с органами власти и управления в рамках субъектов РФ, что позволяет вести БД региональных законодательств.
Консультант Плюс является крупнейшим информационным банком, содержащим более 300000 документов, среди которых ежемесячное пополнение составляет до 8000 документов. Региональное законодательство включает правовые акты 72 субъектов РФ.
В системе поддерживается строгая юридическая обработка информации. Для каждого нормативного акта строятся полные списки связанных с ним документов с указанием типа юридической взаимосвязи. Можно получить полную ретроспективу редакций документов в различных разделах системы. Имеется возможность анализа законодательства на любой момент времени.
Для работы с БД используется современная программная технология, включающая в себя:
• автоматическую корректировку индексных файлов и гипертекстовых связей при изменении или добавлении документов, позволяющую экономить время и затраты при обновлении информации;
• рекордное быстродействие операций с БД (добавление и изменение документов, построение индексов, в том числе по тексту), в 2 - 3 раза превосходящее лучшие мировые аналоги;
• специальную технологию проверки и автоматического восстановления баз на компьютере пользователя, что обеспечивается встроенным механизмом автоматического сжатия информации (коэффициент сжатия — 2,8 раза).
Консультант Плюс является единственной в России правовой системой, которая сертифицирована компанией Microsoft и получила логотип "Designed for Microsoft Windows NT and Windows 95".
Среди других особенностей СПС'Консультант Плюс" отметим следующие:
■ Содержит полные сведения о конкретном разделе законодательства
■ Предоставляет широкие возможности для поиска документа:
по дате или по временному периоду (с... по...)
по принявшему органу;
по тематике;
по номеру официального документа;
по категориям дел: арбитражным, уголовным, гражданским и административным;
по виду документа;
по названию;
по источнику публикации (для опубликованных);
используя поиск по всем словам и словосочетаниям, которые присутствуют в тексте или названии документа.
■ Поддерживает регулярное обновление информации
■ Предлагает эффективное представление материала
■ Обладает простотой работы с пакетом
■ пиктограммы;
■ стандартная помощь (help - клавиша F1);
■ постоянная подсказка при работе с текстом документа (клавиша "пробел").
■ Обеспечивает гарантированное сервисное обслуживание, которое осуществляется Региональными Информационными Центрами Общероссийской Сети Консультант Плюс:
■ установка и обучение работе с системой на конкретном рабочем месте;
■ доставка новой информации на конкретный компьютер;
■ помощь в решении технических вопросов.
■ Предоставляет услуги специализированной справочной системы "Деловые бумаги", которая представляет собой мини- канцелярию, которая содержит формы стандартных документов. Состав документов подобран таким образом, что Система может использоваться всеми подразделениями фирмы: бухгалтерией, складом, секретариатом, отделом кадров, менеджерами по направлениям деятельности фирмы и др. формы документов представлены по всем направлениям деятельности, в том числе по трудовым отношениям.
В настоящее время Консультант Плюс представляет собой семейство самостоятельных систем, каждая из которых предназначена для специалистов определённого профиля: Консультант Бухгалтер; Консультант Финансист; Консультант Плюс: Эксперт; Консультант Плюс: Приложение; Консультант Арбитраж; Консультант Медицина и Фармацевтика и другие.
Не меньшими возможностями и полнотой информационной базы характеризуется и система "Гарант" (около 80000 документов).
В качестве дополнительного приложения во все модификации входит блок "Архивы ГАРАНТа". Часть информации обновляется еженедельно, а часть — ежемесячно в зависимости от специфики документов.
Фирмой "Гарант Сервис" выпускается толковый словарь "Бизнес и право".
Для привлечения клиентов "Гарант Сервис" включает в договор на информационное обслуживание пункт, предполагающий ответственность фирмы в случае, если клиент потерпит ущерб из-за неполноты базы или ошибок в нормативных актах.
Несмотря на то, что распространители СПС гарантируют высокую достоверность правовой информации, обеспечиваемую качественной обработкой документов, тщательной многократной сверкой электронных текстов документов. Официальными признаются только тексты документов, содержащиеся в СПС "Эталон", поддерживаемой НТЦ "Система". Официальными признаются также электронные тексты документов Администрации Санкт-Петербурга и законов Ленинградской области, включённых в базу данных "КОДЕКС".
При использовании СПС следует учитывать одно очень важное обстоятельство. Информация в них обновляется практически ежедневно. Поэтому для удобства работы целесообразно иметь прямой доступ на сервер дилера СПС. Через сеть Internet дилеры обеспечивают круглосуточный доступ к правовой информации на своих WWW-серверах все из распространителей СПС.
Таким образом, пользователь будет обеспечен самой достоверной информацией, отражающей все последние по хронологии внесения изменения. Если прямой доступ к системе отсутствует, то с дилером заключается договор о предоставлении услуг, согласно которому он с установленной периодичностью обновляет используемую систему уже на конкретном компьютере.