Источники информации. • Пропедевтика детских болезней / под ред

Основные:

• Чеботарева В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтическая педиатрия. К., 1999. -
С. 162-170; 329-358.

• Мазурин А.В., Воронцов и.М. Пропедевтика детских болезней. М.:
Медицина, 1985. - С.101-129.

• Пропедевтика детских болезней / под ред. А.А.Баранова. ~ М.: Медицина,
1998.-С.158-182.

• Практикум из пропедевтической педиатрии с уходом за детьми / за ред. В.Г.Майданника, К.Д.Богача. - К.:”Знание Украины”, 2002. - С.83-99.

Приложение:

• Еренков В.А. Клиническое исследование ребенка. - Киев: "Здоровье", 1984.
-С.37-61.

• Медицина детства / за ред. П.С.Мощича. - Киев: "Здоровье", 1994. - Т. 1. -
С.222-226.

• Шабалов Н.П. Детские болезни. - С.-Петербург, 2000. - С.199-306.

• Майданник В.Г. Основы клинической диагностики в педиатрии. - К., 1998. - С.73-
106.

• Банадига Н.В. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей
(лекция). - Тернополь: "Галс", 1997. - 26с.

Программа самоподготовки к теме:

• Изучать (см. Перечень источников информации)

• Обратить внимание на анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.

• Уметь расспросить родителей и больного ребенка

• Определить анамнез жизни, анамнез болезни, основные жалобы детей с патологией органов дыхания

• Обратить внимание на особенности осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации детей в зависимости от возраста

Содержательный модуль 6. Система органов дыхания у детей

Конкретные цели:

• Анализировать основные синдромы поражения органов дыхания

• Назначать комплекс лабораторно-инструментальных методов обследования при заболевании органов дыхания.

Тема 6. Семиотика заболеваний органов дыхания.

Тема практического занятия: Семиотика поражений и основных заболеваний органов дыхания у детей.

Место: учебная комната в пульмонологическом отделении.

Место проведения: детское пульмонологическое отделение

Профессиональная ориентация студентов: В последние годы отмечается рост дыхательной патологии детского возраста, особенно хронических и аллергических заболеваний.Дыхательная система ребенка имеет ряд морфологических и функциональных особенностей, без учета которых не могут быть правильно оценены результаты исследования и поставлен клинический диагноз. В работе врача неоднократно возникает потребность в осмотре ребенка и постановке диагноза на основе четкого знания симптоматики поражений дыхательной системы. Эти действия особенно важны для своевременного начала лечения.

Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать
1. 2. 3. 4. Анатомия Нормальная физиология Гистология Патологическая физиология Развитие дыхательной системы ребенка во внутриутробном периоде. Анатомическое строение дыхательной системы. Знание принципов дыхания новорожденного и детей разного возраста. Функционирование дыхательной системы. Гистологические особенности строения легочной ткани в разные возрастные периоды детства. Основные компенсаторные и адаптационные механизмы дыхательной системы.

План проведения занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих.  
2. Входной контроль и его анализ.  
3. Теоретическое опрашивание студентов.  
4. Распределение больных для самостоятельной работы студентов.  
5. Самостоятельная работа студентов с больными детьми.  
6. Оформление протоколов осмотра больного с оценкой состояния дыхательной системы и обоснованием клинического синдрома.  
7. Разбор больных. Подпись протоколов.  
8. Исходный контроль знаний, решение клинических ситуационных задач.  
9. Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задача для самостоятельной подготовки к следующему занятию.  
ВМЕСТЕ: 120

Перечень теоретических вопросов:

1) Семиотика поражений органов дыхания:

а) цианоз;

б) виды кашля;

в) виды одышки;

2) Патологические синдромы:

а) бронхообструктивний

б) уплотнение легочной ткани

в) дыхательной недостаточности

3) Симптомокомплексы основных заболеваний органов дыхания:

а) врожденного стридору;

б) острого стенозующего ларинготрахеита;

в) бронхита;

г) пневмонии;

д) бронхиальной астмы;

е) плеврита

Методика проведения практического занятия:

1) После проверки присутствующих и объявления темы занятия с подчеркиванием ее актуальности преподаватель проводит письменный входной контроль знаний.

2) Анализ выполненных тестов и рассмотрение допущенных ошибок.

3) Преподаватель проводит теоретическое опрашивание студентов с обоснованием симптомокомплексов основных заболеваний органов дыхания.

4) Преподаватель распределяет больных для СРС, дает задание.

5) Студенты оформляют протокол осмотра больного с оценкой состояния дыхательной системы и патологического синдрома.

6) Преподаватель проводит разбор больных с анализом обоснования патологического клинического синдрома. Подпись протоколов.

7) Преподаватель проводит исходный контроль знаний студентов по данной теме с использованием ситуационных клинических задач.

8) Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку знаний и умений студентов.
Дает задачу для самостоятельной подготовки к следуещему занятию.

Формы и методы самоконтроля:

Тестовые задачи.

1. Битональный кашель характерен для:

A.увеличение внутригрудных лимфоузлов

B.коклюша

C.стенозирующего ларинготрахеита

D.пневмонии

E.бронхиальной астмы

2. Отличительной особенностью стенозирующего ларинготрахеита есть:

A.экспираторная одышка

B.инспираторная одышка

C.смешанная одышка

D.влажные мелко пузырчатые хрипы

E.битональный кашель

3. Характер перкуторных изменений при пневмонии:

A.легочной звук

B.коробочный оттенок звука

C.притупление перкуторного звука

D.тимпанит

E.печеночная тупость

4. Характер физикальных данных при пневмонии:

A.сухие свистящие хрипы

B.крепитация

C.проводные хрипы

D.влажные крупнопузырчатые хрипы

E.отсутствие хрипов

5. Коробочный оттенок перкуторного звука не характерный для:

A.эмфиземы

B.бронхиальной астмы

C.обструктивного бронхита

D.костровой пневмонии

E.острого бронхиолита

6. Наиболее информативными симптомами обструктивного бронхита есть:

A.свистящее дыхание

B.наличие сухих и влажных хрипов разного калибра

C.повышение прозрачности легких

D.интоксикация

E.нейтрофильний лейкоцитоз

7. Характер одышки при пневмонии:

A.инспираторная

B.экспираторная

C.смешанная

D.одышка только после физической нагрузки

E.одышка во время приступа кашля

8. При которому из приведенных заболеваний не бывает сокращения перкуторного звука:

A.пневмонии

B.ателектазе

C.плеврите

D.бронхиолите

E.первичном туберкулезном комплексе

9. Усиление бронхофонии свидетельствует об:

A.уплотнение легочной ткани

B.наличие ексудату в плевральной пустоте

C.наличие воздушной пустоты в легком

D.увеличение внутригрудных лимфовузлов

E.пневмоторакс

10. Лающий кашель характерный для:

A. увеличение внутригрудных лимфовузлов

B. коклюша

C. стенозирующего ларинготрахеита

D. пневмонии

E. бронхиальной астмы

Эталоны ответов:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
A B C B D B C D A C

Ситуационные задачи.

Задача 1

Ребенок 4-х лет поступила к клиники с жалобами на утомляемость, частый кашель битонального характера. При аускультации над легкими дыхание жесткое, хрипов не имеет. Какой патологический синдром имеет место у больного?

Задача 2

Ребенок 2-х лет больной в течение 2-х недель. Температура тела не повышена. Отмечается частый, глубокий, влажный кашель. Над легкими выслушиваются рассеянные влажные разнокалиберные и сухие хрипы. Реакция Манту 5 мм (папула). Для какого синдрома характерная данная клиническая картина?

Задача 3

Ребенок в возрасте 8 месяцев с проявлениями ексудативно- катарального диатеза на коже и слизистых оболочках больна респираторным заболеванием. На 4-и день болезни появился гавкающий, грубый кашель, общее беспокойство, одышка со втягиванием податливых мест грудной клетки на вдохе, шумное дыхание, осипший голос. Какой патологический синдром имеет место у ребенка?

Задача 4

У ребенка возрастом 6 месяцев из рождения отмечается осиплость голоса, шумное дыхание, которое усиливается при беспокойстве и респираторных инфекциях. Общее состояние ребенка не ухудшается. Какой патологический синдром имеет место у ребенка?

Задача 5

Ребенок 9 лет болеет 5- ые сутки. Отмечается высокая лихорадка. Жалобы на боль в правом боку, мучительный влажный кашель. Над легкими справа в нижних отделах дыхание послаблено. Там же - сокращение перкуторного звука. Какой патологический синдром имеет место у больного?

Эталоны ответов:

Задача 1

Синдром бронхоаденита

Задача 2

Симптомокомплекс бронхита

Задача 3

Синдром стенозирующего ларинготрахеита

Задача 4

Синдром урожденного стридору

Задача 5

Симптомокомплекс пневмонии

Технические средства и материальное забеспечення занятие:

1) Набор тестовых задач входного контроля (10 экземпляров).

• Набор ситуационных клинических задач (5 экземпляров).

• Методические разработки:

"Симптомокомплекси урожденного стридору, острого стенозуючого ларинго трахеита, бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: