Летописи и жизнеописания

§ 190. Летопись, хронограф, хроника (annales) повествует события, следуя течению времени, т. е. говорит, в каком году и в какой день случилось что-либо важное по политическим следствиям, по духу времени или по разумению летописца.

§ 191. Содержание летописи то же, какое в истории. Цель ее – благодетельное желание передать потомству события своего времени, завещать свою любовь к добрым, страх к злым, свои желания, опасения (иногда собственные мысли, нравоучения). – Летопись служит основанием истории.

§ 192. Расположение летописи следует течению лет и дней. Она не совокупляет событий как история, но иногда философствует о тайных причинах и живо рисует характеры (например, характер Святослава у Нестора или характеры в „Анналах“ Тацита). Долг
ее – передавать верно, что и когда случилось.

§ 193. Достоинство летописей состоит в достоверности преданий и в простоте речи, дышащей правдою. На них обращает все внимание историческая критика. Недостатком летописи считаются излишние подробности, не важные для истории, для политики, но близкие почему-либо летописцу.

Невозможно без особого чувства представить себе старца, забывшего мир, но еще не хладного к Отечеству, который пишет, что видел, что слышал, не думая о себе (таковы наши летописцы, из коих многие не хотели нам открыть и своего имени), но, утешаясь мыслию, что потомство узнает, чего желали, чего страшились, что любили и что ненавидели в его время. – Летопись современна образованию государств, с успехом наук она уступает место современным запискам. Например, „Записки“ Манстейна [84].

§ 194. Жизнеописание, биография (βιογραφεια, vita alicu-
jus) – истинная и полная картина жизни героя, великого человека, добродетельного мужа, поучительнейшее повествование.

„Самое благородное учение для человека есть человек“. Познавая других, мы невольно обращаемся к себе и нечувствительно возносимся духом к высшим понятиям о человеке, о его сане, достоинстве, о мере добра и зла и приближаемся к величайшему познанию – самого себя.

§ 195. Цель жизнеописаний двоякая: 1) передать потомству память и дела героя, великого, добродетельного мужа; 2) показать в нем пример для образования нравственности, рассудка и воли. Напр.:

Сколько прекраснейших примеров любви к Отечеству, мужества, великодушия, благоразумия, справедливости, душевной доброты и пр. в „Жизнеописаниях“ Плутарха, Корнелия Непота, Светония; или сколько христианских добродетелей кротости, смирения, самоотвержения и покорности воле Провидения в Патерике, в Житиях Четьи Минеи.

§ 196. Расположение жизнеописаний следует естественному ходу времени, изображая детство, юность, поприще славы, перевороты счастья и, наконец, последние минуты жизни героя. Жизнеописание несравненно более входит к подробности, нежели история или летопись.

Самые недостатки и слабости великих людей бывают поучительны для потомства.

§ 197. Достоинство жизнеописаний заключается: 1) (а) в зна-
нии избирать такие черты жизни, которые возвышают душу
нравственностию, добродетелию; 2) (б) в искусстве излагать деяния занимательно и приятно; 3) в способности рисовать характер героя натурально, яркими чертами; и 4) в приятном, привлекательном слоге. Недостатком в жизнеописании почитается слог высокопарный и комический. Жизнеописание – не похвальное слово и не сатира.

а) Эпаминонд никогда не лгал и в шутку. – Владимир Мономах никогда и ни в чем не ослушался отца своего. – Аристид, по просьбе гражданина, не умевшего писать, сам против себя пишет на черепице изгнание. – Фемистокл наклоняется под удары Еврибиада и говорит: „Бей, но выслушай“. – Цесарь кормщику, испуганному бурей на утлом челне, говорит: „Чего боишься? Ты везешь цесаря и судьбу его...“ – Вот черты, незабвенные в жизнеописании;

б) Философы ищут в биографе строжайшего беспристрастия и отречения от всяких суждений; они даже требуют, чтобы биограф „не только не гонялся за мелочными анекдотами, изречениями и отдельными чертами, но и постоянно имел пред глазами действие целого и высшую свою точку зрения“. Не спорю... но прошу их согласиться, что иногда одна черта, одно слово дают читателю понятие о герое несравненно высшее, нежели все холодное повествование.

§ 198. а) Бывают жизнеописания забавные и вымышленные, которых цель – представить что-либо смешное, трогательное или необычайное; б) Иногда сами авторы описывают жизнь свою комическим слогом. Но сии жизнеописания относятся к пародиям (см. Общ. рет., разд. XXVIII, § 7 и примеч.) или к романам (см. ниже).

а) „Жизнь и деяния Тристрама Шенди“, Стерна, пер. Буринского, или „Рыцарь нашего времени“, Карамзина. (Действительно что-то необычайно прелестное: жаль, что не кончено или хотя бы не продолжено. Многие любят
верить, что это собственное его жизнеописание.
); б) „Моим детям“ (соб-
ственное жизнеописание), Подшивалова.

§ 199. Еще поучительнее жизнеописания тогда, когда два героя, два великие мужа описываются вместе: разность их характеров, достоинства и недостатки того и другого еще виднее в сравнении. Это называется сравнительными жизнеописаниями (parallel-li). Например, „Чувствительный и хладнокровный“, Карамзина (при-бавл. 31).

31. Примеч. 1. Величайший образец сравнительных жизнеописаний оставил нам Плутарх. Пер. С. Ю. Дестунис. Лучшие жизнеописания у нас: Патерик (на Славянском); Четьи Минеи; Жизнь и деяния Петра I Галема, 3 части; Жизнь Суворова Фукса; Жизнеописания великих людей при Петре I Бантыша-Каменского, 3 части и мн. др. Примеч 2. Юноша, с пылкою душей, почти всегда ищет идеала, каким быть желает. И горе ему! Если изберет идеалом мечтательного героя романов: он на каждом шагу встретит противоречие. Но счастлив юноша, читающий с размышлением жизнь великих мужей и героев – по ним он может составить себе
правила и будущий характер; и кто знает – может быть, столько же, как они, будет полезен Отечеству.

XXII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: