Историки у древних, новых и в России

§ 220. История получила бытие и имя в Греции. Она родилась от поэзии и столько ей подобна, сколько истина подобна вымыслам. Важнейших греческих историков полагают 10. Второстепенных 9. Новейших или византийских 4, а всех двадцать три; но их было несравненно больше.

§ 221. 1) Первый – Геродот, отец истории, жил за 460 лет до Р. Х; 2) Фукидид – за 450 лет до Р. Х; 3) Ксенофонт – современник его.
4) Ктесий – того же времени; 5) Полибий, друг Сципионов, жил за 150 лет до Р. Х; 6) Диодор Сицилийский жил во время Р. Х; 7) Дионисий
Галикарнасский
– того же времени; 8) Иосиф Флавий жил вскоре по Р. Х; 9) Плутарх, жизнеописатель и философ, жил в конце I и в начале II века; 10) Элиан жил в III веке:

1) Геродот писал историю Греции, Египта и Лидии в 9-ти книгах, которые названы именами муз. Слог его прост, важен, но еще не свободен от баснословия; 2) Фукидид оставил историю Пелопонесской войны 23 года. Он почитается образцом беспристрастия, благородства, кротости и силы; 3) Ксенофонт продолжал Фукидида до Мантинейской битвы и написал: о республике Афин-
ской – „Киропедию“ и „Отступление 10 000 греков“. Слог легок и привлекателен; 4) Ктесий писал историю ассириян и персов, 23 книги, и Индии 1 книгу; до нас дошли отрывки; 5) Полибий, изобретатель прагматической истории, писал всеобщую Историю в 40 книгах; до нас дошли 5 первых книг и отрывки; 6) Диодор писал „Историческую Библиотеку“; до нас дошла половина – важна для хронологии; 7) Дионисий писал Римскую историю в 20 книгах от основания Рима до Первой Пунической войны; имеем 11 книг; 8) Флавий, префект Галилеи, написал 6 книг о разрушении Иерусалима, и Иудейские древности; важен для церковной истории; 9) Плутарх, мудрец Херонейский, оставил 44 сравнительных жизнеописания и несколько простых жизнеописаний; 10) Элиан написал смешанную историю в 14-ти книгах и историю животных в 17-ти книгах. Слог легок и занимателен.

§ 222. Второстепенных греческих историков полагают девять:
1) Дион Кассий жил в конце I и в начале II века; 2) Арриан жил во
II веке; 3) Аппиан – во время Траяна; 4) Геродиан – в III веке; 5) Флавий Филострат и 6) Младший Филострат жили в III веке; 7) Цетцес жил в XII веке; 8) Дарес Фригианин и 9) Диктис Критский – неизвестных времен; иные думают, будто они жили во время войны Троянской:

1) Кассий писал историю римлян в 8-ми декадах (80-ти книгах от Энея до своего времени: первые 25 книг утрачены, за исключением отрывков, имеем с 26-ти до 54-х вполне, а прочие в извлечениях разных авторов); 2) Аррион подражал Ксенофонту; до нас дошло 7 книг его о войнах Александра и книга о
чудесностях в Индии; разные диалекты; 3) Аппиан писал римскую историю в
24-х книгах; до нас дошла половина, подражал Полибию и Плутарху; 4) Геродиан писал жизни императоров, при коих жил, с Антонина до Гордиана младшего, в 8-ми книгах. Слог чист и благороден; 5) и 6) Флавий Филострат и Филострат Младший оставили 70 статей о картинах древних. Сии статьи очень полезны для истории искусства; 7) Цетцес написал историч. поэму о войне Троянской; 8) и 9) Дарес и Диктис оба писали историю войны Троянской. Русский перевод их напечатан повелением Петра I в 1709 году. Любопытно заглавие: „Писаша же ю перво историцы Дид Грек и Фригий Дарий, истинные свидетели ополчениям и самовидцы бывшему в сложении дел своих“. Несколько раз вновь печатан. Седьмое издание. СПб., 1791. Вероятно, чтение сей истории распространилось на Руси и произвело простонародную сказку О прекрасной царевне Елене и пр.

§ 223. Главнейших византийских историков четыре: 1) Зосим, V века; 2) Прокопий, VI века; 3) Агафий, того же века и 4) Зонара, монах горы Афонской, жил при Комнине, в конце XI и в начале XII века:

1) Зосим написал так называемую „Новую Историю“ от Августа до 410 года. Слог чист, ясен и не без вкуса; 2) Прокопий писал историю персидскую и готскую и анекдоты, то есть тайную историю двора, в которой, побуждаясь мщением за немилость, отвергает все, что говорил в честь Юстиниана и Велисария; 3) Агафий продолжал Прокопия 7 лет; 4) Зонара подражал Кассию;
он под именем летописи составил всеобщую историю от сотворения мира до 1118 года, выбирал из разных, неравным слогом.

§ 224. Римских важнейших историков XVIII. Историки Золотого века: 1) Юлий Цесарь, знаменитый вождь и первый император римский, жил за 30 лет до Р. Х; 2) Саллюстий Крисп, жил во время Р. Х; 3) Корнелий Непот, жизнеописатель при Августе; 4) Тит Ливий, падуанец, жил во время Р. Х; 5) Веллей Патеркул, того же века; 6) Валерий Максим, того же времени; 7) Корнелий Тацит, образец истории и политики, жил в половине I века и составляет переход от Золотого века к Серебряному:

1) Ю. Цесарь писал „Записки о войне Галльской и междоусобной“; слог чист, ясен и благороден, очень полезен для военных; 2) Саллюстий описал заговор Катилины, войну с Югурфою, и есть отрывки его истории; подражал Фукидиду, слог краток, силен, красноречив; 3) К. Непот написал 25 жизнеописаний легким, чистым, приятным слогом; полезен для чтения детям; 4) Т. Ливий написал полную римскую историю 140 или 142 книги; дошли первые 10 книг и с 24 до 45-ти (дополнены Фреинзгеймием). Очень занимателен и привлекателен; слог его, как слог „Истории“ Карамзина, имеет свой особенный характер и назывался palavinitas Livii.[85]; 5) В. Патеркул писал римскую историю, 2 книги (без начала), слог чист; 6) В. Максим: речи и подвиги греческих и римских героев в 2 книгах; слог его – декламация; 7) К. Тацит написал 16 книг „Анналов“ (5-я не вся), и от его истории дошло 5 книг; писал о германцах и жизнь Агриколы. Великий историк, живописец и философ.

§ 225. Важнейшие римские историки Серебренного и Медного века: 8) Квинт Курций Руф, жил под конец I века; 9) Анней Флор, жил в конце I и в начале II века; 10) Светоний Транквилл, того же времени; 11) Юстин, жил в III веке; 12) Секст Аврелий Виктор, IV века.
13) Флавий Евтропий, IV века; 14) Аммиан Марцеллин, того же ве-
ка; 15, 16, 17 и 18) Элиан Спартиат, Юлий Капитолин, Требеллий
Поллион
и Флавий Вописк, жили в IV веке и писали историю императоров слогом Медного века.

8) К. Курций писал историю Александра Македонского, слог витиеват и распещрен; 9) А. Флор составил полную римскую историю, слог неровен; 10) Светоний, Жизнеописания 12 первых императоров, беспристрастен; 11) Юстин,
44 книги, извлечения из Помпея Трога, занимателен по слогу и предметам;
12) Виктор – имеем его отрывки; 13) Евтропий, „Сокращение римской Истории“ в 10-ти книгах от основании Рима до Валентиниана, слог легок и прост; 14) А. Марцеллин написал 31 книгу от Нерона до Валента, первые 13 книг
утрачены.

§ 226. В Средние века множество было исторических сочинений, но без вкуса и без достоинств слога. Из них достойна внимания
„История“ на латинском Де Ту. – Между испанцами примечательны историки Мариан и Антоний де Солис; между итальянцами – Гикчиардини, Адриан, Бентиволио, Давилис, Макиавелли, Анжело де Ко-
станзо
. – Во множестве французских историков отличаются: Роллен, Кревье, Боссюэ, Вертот, Миллот, Вольтер, Рейналь и пр. – У англичан история усовершенствована: Бюрнетом, Юмом, Робертсоном, Гольдсмитом и Гиббоном. – В числе германских историков отличаются: Шрекк, Шлецер, Шмидт, Миллер, Мейснер, Шиллер, Архенгольц и Геерен.

§ 227. В России древнейшие повествователи: 1) первый Нестор, монах Киево-Печерской Лавры, род. 1056, ум. 1111; 2) Василий, монах или священник, жил в конце XI в.; 3) Сильвестр, епископ Переяславский, 1156; 4) Иоанн, священник новгородский и 5) Тимофей, пономарь; 6) Симон, первый епископ Суздальский, 1226 и 7) Поликарп, инок того же времени; 8) Киприан, митрополит Киевский, 1406;
9) Князь Курбский, 1529; 10) Макарий, митрополит Московский, 1564. – Повествователи средних времен: 11) Авраамий Палицын, умер между 1621 и 1629; 12) Иннокентий Гизель, архимандрит Киево-Печерского монастыря, 1684; 13) Артемон Сергеевич Матфеев, ближний стольник царя Алексея Михайловича, убит в бунте 1682; 14) Димитрий Ростовский, 1709 года и др.:

1) Нестор оставил русскую летопись до смерти Владимира, которую продолжали другие почти до царствования Алексея Михайловича, до 1682. – Она драгоценна не только для России, но и для всего верхнего Севера до XI века;
2) Василий описал современные происшествия юго-западной России; 3) Сильвестр продолжал летопись Нестора с 1116 до 1157 года; 4) и 5) Иоанн и Тимофей продолжали или только списывали продолжение Нестора; 6) и 7) Симон продолжал летопись с 1203 года и писал Патерик (жития Киево-Печерских угодников): 1 и 3 части – Симон, а 2 – Поликарп; 8) Киприан писал житие Петра митрополита и, вероятно, Степенные книги; 9) Курбский, „История князя великого Московского (Иоанн IV) дел, яже слышахом у достоверных людей и яже видехом очима нашима“ (рукопись). Он, может быть, увеличил строгости и казни царя; 10) Макарий писал Четьи Минеи (жития всех святых) и дополнял, а, может быть, и продолжал Степенные книги; 11) Палицын написал „Сказание об осаде Троицкого монастыря и о бывших мятежах“; 12) Гизель написал Синопсис, или краткое описание о начале славянского народа и о первых киевских князьях до государя царя Феодора Алексеевича; 13) Матвеев оставил описание всех великих князей и царей российских, славных в разных победах, в лицах с историями. Ему же приписывают и летопись о многих мятежах; 14) Димитрий Ростовский оставил Келейную летопись; она заключает Церковную историю до 1600 года. Он же исправил и дополнил Четьи Минеи.

§ 228. Историки новых времен в России: 1) Татищев, 1750; 2) Ломоносов, 1765; 3) Елагин, 1769; 4) Федор Емин, 1770; 5) Кн. Щер-батов, 1790; 6) Болтин, 1792; 7) Ипполит Богданович, 1801;
8) Стриттер, 1802; 9) Сергей Глинка и мн. др. Каждый из низ имеет свои относительные достоинства, удовлетворяя более или менее требованию нашего века:

1) Татищев оставил „Историю Российскую от самых древнейших времен, через 30 лет, собранную и описанную“. Это не что иное, как сводная русская летопись с примечаниями, которая пользовалась некогда отличным уважением; 2) Ломоносов написал „Краткий российский летописец“ с родословием и „Древнюю Российскую Историю“ от начала российского народа до 1054 года. Он больше знаменит как поэт и оратор, нежели историк; 3) Елагин сверх многих сочинений и переводов написал „Опыт повествования о России“, доведенный до 1389 года. Он следовал догадкам Татищева и сам вымышлял толкования; слог витиеват и высокопарен; 4) Эмин написал „Российскую историю“ от Всеволода III или до 1213 года, три тома; 5) Кн. Щербатов написал „Российскую Историю“, 15 книг, до царя Михаила Федоровича, но история его без критики; 6) Болтин писал замечания на „Российскую историю“ Леклерка, 2 тома, и „Ответ Г. М. Болтина на письмо Кн. Щербатова“, 2 тома. В нем много важных разысканий, но слог простирается до личных колкостей и брани;
7) Богданович, „Историческое изображение России“, но больше известен как поэт; 8) Стриттер, „Историю Российского государства“, в 3 томах, заслуживает уважения; 9) С. Глинка написал „Русскую Историю“ в пользу юношества, 14 томов; в ней много достоинств.

§ 229. Н. М. Карамзин написал „Историю Государства российского“, в 12-ти томах (XII том издан по смерти его) и по всей справедливости заслужил благодарность Отечества. Сие творение составляет эпоху и в истории, и в словесности нашей.

Вот что говорит о сем великом труде один из опытнейших любителей и ценителей изящного, коего вкусом руководились первые наши писатели и коему сам автор на одре смерти – может быть, по тайной симпатии вкусов – вверял издание XII тома: „Карамзин не имел несчастья пережить свой талант.
В самом изнеможении сил физических силы души его не ослабели, и последние черты его кисти так же живы и верны, как и те, коими ознаменованы блистательнейшие места его Истории. В сем XII томе, коему, может быть, только не достает конца, чтоб быть совершеннейшим, читатели, умеющие ценить изящное, найдут все, что по справедливости пленяет нас: во-первых, все, что можно назвать отличительным свойством сего бессмертного творения: необыкновенную точность в изображениях, плод обширных, неутомимых изысканий и пламенной, благоговейной любви к истине, во всем руководствовавшей автора, выбор всегда удачный сих мелких, но иногда столь важных подробностей, которые, так сказать, оживотворяют рассказ историка, искусство поддерживать и пробуждать внимание красотою отдельных картин без вреда для общей связи и действия целого, и другое, еще замечательнейшее искусство описывать давно бывшие происшествия с чувством и жаром современника, не переставая судить о них, означать их причины и следствия с беспристрастием и проницательностию философа, богатого идеями нашего века. Мы уже не говорим о достоинстве неподражаемого, доселе единственного у нас слога. Дм. Б. “ (Дмитрий Николаевич Блудов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: