Задания для самостоятельной работы. а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

I. Изучите теоретический материал по проблеме обучения иноязычному говорению и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).

II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

- Дайте определение следующих понятий: «диалогическая речь», «монологическая речь», «реплика», «диалогическое единство», «сверхфразовое единство», «диалог-образец», «микродиалог», «полилог».

- Каково место данного вида речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку сегодня?

- С какими трудностями сталкивается учитель при обучении диалогу и монологу? Каковы возможные пути преодоления этих трудностей?

- Что вызывает затруднения у учащихся при овладении иноязычным речь говорением?

- Каковы основные отличительные черты монолога и диалога (психологические, лингвистические, структурные)?

- Какие разновидности монолога и диалога вы знаете?

- Какие стратегии обучения используются в обучении диалогической и монологической речи?

- Что лежит в основе порождения речи и как создать речевую ситуацию на уроке? Какие компоненты ситуации необходимо учитывать для их создания?

III. Изучите программу и заполните следующую таблицу.

Этап обучения Диалогическая/монологическая речь Требования к уровню подготовки
Начальный этап 2-4 / 5-6 классы    
Средний этап    
Старший этап: - базовый - профильный    

IV. Соотнесите характеристики говорения с их формами:

выпишите номера психологических и лингвистических характеристик, соответствующих монологической, диалогической и обеим формам говорения

Формы говорения характеристики
a) диалогическая речь б) монологическая речь в) диалогическая речь / монологическая речь 1.мотивированность 2.развернутость речи 3.эллиптичность 4.логико-смысловая зависимость 5.ситуативность 6.контекстность 7.двусторонний характер 8.спонтанность 9.планируемость 10.целенаправленность 11.продуктивность 12.обращенность 13.относительная свернутость 14.эвристичность 15.самостоятельность 16.клишированность 17.упрощенность 18.ненормативность 19.присутствие модальных слов междометий 20.активность 21.организованность 22.широкое использование экстралингвистических средств 23.завершенность 24.непрерывность и развернутость 25.последовательность 26.логичность 27.смысловая законченность

V. Завершите цепочку механизмов, лежащих в основе говорения:

репродукция, выбор, ………, ………, ………..

VI. На основе изученной литературы заполните таблицу, отражающую разновидности опор

Уровни речи Опоры
1. Репродуктивный уровень 2. Репродуктивно-продуктивный 3. Продуктивный  

VII. Познакомьтесь с различными типологиями упражнений, представленными в методической литературе, и отразите их в следующей схеме:

а) обучение монологу

Тип упражнения Формулировка задания Пример
1. Подготовительные (высказывания на уровне одного предложения - - 2.Условно-речевые/коммуникативные (высказывание на уровне СФЕ) 3.Речевые/коммуникативные (высказывание на уровне текста)    

б) обучение диалогу

Тип упражнения Формулировка задания Пример
1. Подготовительные (высказывания на уровне диалогического единства) - 2.Условно-речевые/коммуникативные и речевые/коммуникативные    

VIII. Расположите в правильной последовательности педагогические действия по реализации пути «сверху» при обучении монологу:

1.разнообразные пересказы исходного текста;

2.восприятие текста на слух или с графической опорой;

3.создание нового текста монолога, при условии его относительной самостоятельности и творчества;

4. присвоение языкового материала и структурных особенностей текста;

5. понимание смыслового содержания текста.

IX. Расположите в правильной последовательности педагогические действия по реализации пути «сверху» при обучении диалогу:

1. воспроизведение видоизмененного диалога;

2. хоровое чтение за учителем/диктором;

3. восприятие текста на слух или с графической основой;

4. чтение в парах;

5. выделение вариативных частей;

6. присвоение языкового материала и структурных особенностей текста;

7. понимание смыслового содержания.

б) Практико-ориентированные задания

Задание 1. Оцените возможность подготовки учащихся к порождению собственного монолога, выберите наиболее эффективные приемы и расположите их в адекватном порядке для разработки конспекта урока на базе выбранного вами текста:

· заучивание текста-образца наизусть;

· озаглавливание текста;

· ответы на вопросы по содержанию текста;

· ответы на вопросы по идее и структуре текста;

· пересказ с опорой на план или иллюстрацию;

· пересказ текста без опор;

· постановка вопросов к смысловым отрезкам текста;

· продолжение незаконченного текста;

· разделение текста-образца на смысловые отрезки;

· расположение вычлененных частей в логической последовательности;

· сокращение текста;

· составление плана;

· составление предложений с заданными словами;

· трансформация текста-образца;

· чтение текста-образца монолога

Задание 2. Оцените возможность подготовки учащихся к порождению диалога, выберите наиболее эффективные приемы и расположите их в адекватном порядке для разработки конспекта урока на базе выбранного вами текста:

· воспроизведение диалога наизусть;

· воспроизведение диалога с подстановкой других ЛЕ;

· второе прослушивание/чтение диалога;

· заучивание диалога;

· контроль понимания;

· отработка ритмико-интонационного рисунка реплик диалога;

· первое прослушивание диалога;

· повторение реплик за диктором;

· выразительное чтение диалога-образца;

· свободное конструирование диалога по заданной ситуации в парах;

· коллективное обсуждение вариантов диалога по заданной ситуации;

· проигрывание диалога по ситуации.

Задание 3. Проанализируйте отечественные и зарубежные УМК и выпишите наиболее интересные задания для развития иноязычной речи.

Задание 4. Проанализируйте отечественные и зарубежные УМК и отметьте, какие опоры и в каком случае предлагают авторы УМК для развития умений говорения.

Задание 5. Проанализируйте видеофрагмент по обучению говорению и определите:

1. Действия учителя по организации эффективной работы на уроке;

приемы, используемые учителем для мотивации учащихся.

2. Влияние речевых установок на характер речевой активности учеников.

3. Использование различных режимов работы.

4. Опоры, предлагаемые учителем для успешного выполнения заданий.

5. Соотношение:

-речи учителя и учащихся на уроке;

-монологической и диалогической речи;

-подготовленных и неподготовленных высказываний;

-подготовительных, условно-речевых и речевых упражнений и их адекватность поставленным задачам урока;

6. Использование стратегий обучения (сверху, снизу);

7. Организация контроля умений говорения.

Задание 6. На среднем и старшем этапе обучения развитие умений устной речи строится, как правило, на основе текстов, т.е. преобладает путь «сверху». Разработайте фрагмент урока по развитию умений в говорении на основе одного из текстов, используя следующие рекомендации:

• Внимательно изучите текст (содержание, смысловые связи,
языковые средства).

• Сформулируйте проблемы для обсуждения и выпишите из
текста ключевые слова, которые вы хотели бы актуализировать в ходе обсуждения.

• Определите разновидности монологов и диалогов, которым
вы хотите обучать в данном случае.

• Определите, на каком из этапов работы с текстом вы будете их использовать.

• Решите, какие речевые ситуации — реальные, условные или
проблемные — наиболее эффективны в каждом конкретном
случае.

• Сформулируйте речевую установку для учащихся.

• Попробуйте сами выполнить задание на основе данной ситуации, представьте себе «идеальный» ответ, который вы хотели бы получить.

• В процессе собственного выполнения задания фиксируйте
свои затруднения и сомнения.

• Предположите возможную реакцию ваших учеников в аналогичной ситуации.

• Продумайте опоры для выполнения данных заданий на случай затруднения учащихся в их выполнении.

• В случае необходимости разработайте несколько подготовительных упражнений, которые, в свою очередь, могли бы
обеспечить разнообразные подсказки для учащихся и являлись бы содержательными, языковыми и речевыми опорами
при составлении монолога и диалога.

• Определите способ проверки данного задания в классе. Если это монолог, то, что во время его произнесения будут делать остальные ученики?

• По каким параметрам и критериям вы будете оценивать речь учащихся? Будут ли они совпадать с критериями современных экзаменов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: