Понятие товара. Классификация товаров и услуг

Что такое товар? – Это сложное понятие, требующее тщательного определения.

Товар – это продукт человеческого труда, который произведен для продажи. Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью его приобретения, использования или потребления.

Однако цели и функции маркетинга как долгосрочной программы создания, производства и сбыта продукции расставляют свои особые акценты в категории «товар». Они связаны, прежде всего, с его свойствами, которые ориентированы в первую очередь на желания и интересы потребителей, а не на производственные возможности предприятий.

В понятие товара входит не только изделие как таковое, но и все остальные составляющие, предстающие перед потребителем и оказывающие влияние на первую покупку. Потребитель, купив однажды товар фирмы и оставшись им доволен в последующем, чаще всего ориентируется на товар данной фирмы, т.е. становится постоянным его клиентом.

Таким образом, с точки зрения маркетинга товаром являются:

· изделия и услуги, предлагаемые покупателю;

· услуги, сопутствующие товару (упаковка, маркировка, обслуживание).

Услуги можно рассматривать как дополнительные виды работ, направленные на улучшение качества обслуживания, как потребительские выгоды, которые получает покупатель благодаря совершенной покупке.

В маркетинге до момента разработки товара детально прорабатываются и изучаются его исходные параметры: цвет, дизайн (эстетика внешнего вида), эргономические особенности (удобство пользования, ухода, ремонта и т.д.) упаковка, виды инструкций по эксплуатации и т.д.

На этапе создания изделия все это активно учитывается, т.е. уже на первых шагах движения товара к потребителю происходит ориентация его на текущий и потенциальный спрос. Причем в первую очередь фирма изучает внутренний рынок и его потребности.

И только потом исследуется внешний рынок, куда пойдет та часть продукции, которая останется после того, как будет удовлетворен внутренний спрос.

На этапе производства товара возможна оперативная корректировка отдельных его характеристик и свойств ввиду меняющихся обстоятельств.

Рассматривая продукт, следует помнить, что потребитель приобретает не продукт, а те блага, которые ему может предоставить этот продукт. Конечно, характеристики продукта – его размер, дизайн, упаковка – очень важны, но только как средство предоставления потребителю определенных благ. Когда потребители осуществляют покупку, то в первоначальный момент они руководствуются не физическими характеристиками продукта, а теми благами, которые может им предоставить данный продукт, обладающий этими характеристиками. Например, конечной целью производителей дрелей является не выпуск определенных дрелей, а предоставление с их помощью возможности получить конкретные отверстия. Это должно учитываться и в рекламной деятельности – рекламировать стоит не саму дрель, а те отверстия, которые получаются в результате ее применения.

При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях. Основополагающим является первый уровень - товар по замыслу (обобщенный продукт). Первый уровень – продукт как таковой, отвечающий на вопрос: «Что покупатель покупает на самом деле?». Любой продукт является комбинацией разных услуг для решения проблемы потребителя. Томас Левитт считает, что покупатели «не покупают дрели со сверлом диаметром в полсантиметра, они покупают дырки (отверстия) диаметром в полсантиметра».

Второй уровень - конкретный продукт (товар в реальном исполнении). Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении (конкретный продукт, который обладает пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой).

Например, для турпродукта - это впечатление, безопасность, экономичность, престиж, комфорт.

Третий уровень. Расширенный продукт (продукт с подкреплением) – качество обслуживания клиентов, т.е. предоставление сервисного обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: