Классификация розничной торговли

Классификацию розничных торговых предприятий можно провести на основе различных признаков.

1. По признаку «предлагаемый товарный ассортимент» различают следующие типы розничных торговых предприятий:

· супермаркеты – магазины, которые торгуют по низким ценам. Имеют в среднем от 3 до 6 тыс. ассортиментных наименований продукции, как продукты питания, так и товары ежедневной потребности. Минимальная площадь – 400 кв. м. и выше;

· суперсторы. В среднем имеют 3-5 тыс. кв. м. торговой площади. Предлагают вдвое больше наименований продукции и почти вдвое больше среднего супермаркета, широко используют смешанную торговлю и оказывают определенные виды услуг;

· гипермаркеты. Занимают от 10 до 25 тыс. кв. м. площади. Объединяет принципы супермаркета, магазина сниженных цен и оптовой торговли. Они предлагают большой выбор продовольственных товаров, а также некоторые виды непродовольственных товаров (хозтовары, автопринадлежности, одежда и др.). «Wal-Mart», «Рамстор»;

· магазины Cash & Carry. Площадь более 400 кв. м. За счет экономии затрат на рабочей силе они могут продавать товары по более низкой цене. Предлагают преимущественно продукты питания;

· специализированные магазины, которые предлагают узкий ассортимент товаров значительной насыщенности;

· универмаги, предлагающие несколько ассортиментных групп товаров – обычно одежду, хозяйственные товары;

· универсамы – крупное предприятие самообслуживания с большим объемом продаж, рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителей в продуктах питания, стирально-моющих средствах, в товарах по уходу за домом;

· магазины товаров повседневного спроса – например, продовольственный магазин сравнительно невелик по размерам, находится вблизи от жилого района, ограниченный ассортимент и т.д.;

· комбинированные универсамы – это разновидность универсама с расширенным ассортиментом за счет включения в него лекарств, т.е. универсам и аптека;

· универсам широкого профиля превышает обычный универсам по размерам площади и кроме потребительских товаров, предлагают услуги, такие, как химчистка, ремонт обуви, одежда, буфет, прачечная. В них цены обычно выше, чем в обычных универсамах;

· торговый комплекс может включать в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад-магазин. Разнообразие ассортимента, могут быть ниже цены за счет поступления товара непосредственно в комплекс.

2. В соответствии с признаком «по ценам» розничные торговые предприятия классифицируются на следующие типы:

· дисконтные магазины предлагают широкий выбор товаров по самым низким ценам на основе самообслуживания. Торгуют стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объема сбыта;

· складские клубы. Это – дисконтные магазины, организованные по принципу самообслуживания в обстановке, напоминающей складские помещения. Потребители являются членами клуба и платят членские взносы. Цель - продажа больших объемов товаров по низким ценам, ограниченный объем услуг;

· магазины – демонстрационные залы, торгующие по каталогам.

3. По признаку «характер торгового помещения» или по форме обслуживания различают следующие типы розничных торговых предприятий:

· розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону;

· торговые автоматы;

· служба заказов со скидкой;

· торговля вразнос.

4. Типы розничных торговых предприятий по признаку «принадлежности магазина» или форме собственности:

· корпоративная сеть - два или более розничных торговцев находятся под общим владением. Корпоративные сети, как правило, охватывают универмаги и специализированные магазины;

· добровольная сеть - союз магазинов розничной торговли под известной торговой маркой. Создается в целях увеличения объемов закупок и торговли;

· розничные торговцы;

· кооператив розничных торговцев. На общие деньги кооператива открывают собственный магазин.

5. Типы торговых предприятий по признаку «разновидность концентрации магазинов»:

· центрально-деловой район;

· региональный торговый центр;

· районный торговый центр;

· торговый центр микрорайона.

Внемагазинная розничная торговля

1. Прямой маркетинг – это реализация товаров и услуг с использованием современных средств массовой информации и новых технологий. При его использовании продавец отходит на второй план. В мировом хозяйстве 45 тыс. предприятий специализируются в этой области. Чаще этим методом приобретаются книги, продукция текстильной промышленности, электробытовые приборы, магнитофонные ленты и др. Различают следующие формы торговли по прямому маркетингу:

· розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону – это деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов или телефонных линий для сбора заказов и/или содействия в доставке проданных товаров. В связи с внедрением в Казахстане новых технологий телекоммуникаций (крупнейшие мировые компьютерные сети INTERNET, X.25, Frame Relay; цифровые телефонные сети) будет развиваться розничная торговля по сетям нового поколения;

· торговля с заказом по каталогу. Продавцы обычно рассылают каталоги избранному контингенту клиентов или представляют возможность получить их в своих торговых помещениях либо бесплатно, либо по номинальной цене. Такая практика характерна для посылторгов со смешанным ассортиментом. Современные мебельные магазины Республики Казахстан, имея связи с зарубежными товаропроизводителями (Италия, Румыния, Чехия, Польша и др.) для отечественных покупателей осуществляет заказ на производство и реализацию мебели по каталогам.

2. Личная продажа имеет следующие разновидности:

· торговля вразнос. Продажа на дому в ходе “торговых встреч” связана с особенностями некоторых товаров. Торговый агент демонстрирует товар, а хозяин дома получает вознаграждение. Осуществляется необходимая демонстрация товара и его продажа;

· многоуровневый (сетевой) маркетинг. Это «пирамидальный вариант» личной продажи. Например, этот способ стали использовать в г. Алматы торговцы посудой “Цептер”, косметикой “Mary Kay”, компания «Amway».

3. Торговля посредством рекламных объявлений. Деятель прямого маркетинга иногда помещает объявление в газете, журнале, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, тут же даются координаты заказа.

Распространение торговли на условиях прямого маркетинга объясняется следующими обстоятельствами:

· сложность совершения покупок в розничной сети;

· недостаток времени у работающих членов семьи для совершения покупок;

· доверие к печатной рекламе, которая поддерживается имиджем коммерческой организации;

· возможность возврата денег при обнаружении дефектов в товаре.

С другой стороны, есть выигрыш и для торговца: уменьшаются затраты на демонстрацию товара, снижаются персональные затраты при продаже, сокращаются расходы на зарплату, отпадает необходимость в посреднической марже.

По оценкам ряда специалистов к концу века на долю внемагазинной розницы будет приходиться одна треть всей розничной торговли товарами смешанного ассортимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: