Учебный курс по истории религий структурирован по двум теоретическим модулям: онтологические основы религии, феноменологические проявления религии.
Модуль «онтологические основы религии» раскрывает фундаментальные принципы и концепцию религии как формы и основания культуры, ее сущность, проблемы генезиса, типологии религии, культурных кодов религии; ее единую целостность, сложность и место среди других элементов мира.
Модуль «феноменологические проявления религии» посвящен раскрытию характера отдельных форм и выявлению их взаимосвязей, анализу религии как системы культурных феноменов, проявления человеческого бытия, разнообразия культур и единства религиозного начала в многообразии форм его проявления, семиотическую (знаковую), социальную и психологическую природу языка, морали, искусства, права в связях с религией, системы духовного образования в историческом ракурсе современного человека.
Для охвата всего предлагаемого курса рекомендуется в качестве лекционного материала использовать сочетания разделов онтологии и феноменологии культуры в соответствии с рекомендуемым тематическим планом.
|
|
Эффективность усвоения столь сложного и обширного материала находится в прямой зависимости от соблюдения методических принципов коммуникативности, активности, ситуативности и интенсивности.
- Коммуникативность предполагает проблемную постановку и разрешение задач благодаря вовлечению слушателей в процесс общения при передаче материала лектором или проведении семинарских занятий.
- Активность направлена на создание условий для стимуляции мыслительных способностей обучаемых, в том числе, с использованием в процессе занятий музыкальных и изобразительных иллюстраций, сакральных текстов, с активным использованием знаний, получаемых при изучении таких дисциплин, как древние языки и культуры, стилистика русского языка, культурология, история Отечества, философия.
- Интенсивность предполагает презентацию материала в многогранных формах его проявления в культуре, при этом целесообразно использовать посещение храмов, музеев, филармонии, театров, вырабатывать умения анализировать явления секуляризации, устраивать обсуждения сложных философских и семиотически насыщенных произведений религиозного характера.